Опера Ш.Чалаева в усадьбе Л.Толстого
В конце августа в Хамовниках, в музее-усадьбе Льва Толстого, состоится премьера оперы «Казаки» дагестанского композитора Ширвани Чалаева, приуроченная к 180-летию со дня рождения русского классика.
Музыку Ширвани Чалаева, в разное время звучавшую в оперных залах Англии, Франции, Германии, Италии, Португалии, в эти дни услышат в подмосковных Хамовниках. Оперой «Казаки» будет отмечен 180-летний юбилей Льва Толстого, любовь к творчеству которого автор воплотил в своих произведениях. В канун премьеры мы побывали у композитора в гостях.
Приветливой улыбкой встретил нас автор оперы. Старый рояль в центре зала, картины, вазы, канделябры. На стенах портреты знаменитого музыканта, в углу камин, символизирующий тепло домашнего очага. Подносы, тарелки, кувшины балхарских и унцукульских мастеров наполняют комнату атмосферой родного края, который очень дорог музыканту.
«Казаки», вторая премьера Ширвани Чалаева в Хамовниках, идея постановки которой принадлежит директору музея Льва Толстого Виталию Ремизову.
Главные роли в ней будут исполнять те же актеры, что и 5 лет назад в опере «Хаджи-Мурат», которой отмечалось 175-летие великого русского писателя. Оленина споет Валерий Планкин, а Марьянку — Екатерина Большакова.
За премьеру «Хаджи-Мурата» в девяносто третьем году Ширвани Чалаев был удостоен премии Правительства РФ. Отныне партитуры «Хаджи-Мурата» и «Казаков» будут находиться в хранилищах рукописей Льва Толстого, творчество которого близко Ширвани Чалаеву. «Сам Толстой восхищался традициями и нравами кавказцев. Эта тема была ему очень близка, — рассказывает композитор. – В Хаджи-Мурате Толстой воплотил обобщенный образ горца, мужественного, бесстрашного, сдержанного».
Чалаев все свое творчество посвящает родному краю. Невозможно не заметить приверженность композитора былым временам — временам Хаджи-Мурата и Шамиля, когда понятие чести было превыше всего, слово аксакала являлось законом, когда скромность украшала горцев и бесстрашием дышали всадники на летящих скакунах.
— В наше время — время падения нравов, мне часто приходят на ум строки из стихотворения Александра Блока:
Ты и сам иногда не поймешь,
Отчего так бывает порой,
Что с собою к людям идешь,
А уйдешь от людей не с собой.
— Люди забывают об уважении друг к другу, о непреходящих ценностях, о смысле жизни. И спасают меня от этой «прозы жизни» искусство, музыка, литература, где прославляются человечность, порядочность, которой нам так не хватает сейчас. Я нахожу отдушину в концертах, куда приходит интеллектуальная, мыслящая, читающая публика. Сам Л.Толстой восхищался нравами и традициями кавказцев, их отношениями в семье, уважением к старшим. И вторая моя опера обращена к казачеству, потому что этот народ по духу был близок кавказскому народу: те же строгие нравы, та же сдержанность, то же отношение к женщине, та же скромность и смелость.
— Меня тревожат и огорчают конфликты между людьми разных рас, разных вероисповеданий. Этого не должно быть. Все люди на земле одинаковы. Никто не лучше и не хуже.
Своим творчеством я хочу подчеркнуть, что дагестанцы — это народ, а не «лица кавказской национальности». И наш народ может все: и писать стихи, и сочинять музыку, и читать Толстого. В нашей республике много умных, порядочных, талантливых людей. Я люблю свой народ и горжусь им, и верю в него. Во мне живет чувство неимоверного восхищения дагестанской землей с ее культурой, традициями, обычаями. Я познал музыку через наши народные песни, которые вобрали в себя огромные миры. Нет музыки хорошей или плохой, есть одна — настоящая, высоконравственная, обладающая интеллектом. Музыка — как высшая материя: ее нигде нет и она везде. И мне особенно приятно, что опера «Казаки» пропитана нашей дагестанской музыкой. Для меня музыка — это особый мир, который я нахожу везде: в реке, тропинке, горе, траве. Ее только надо уметь чувствовать и находить».
Музыка Ширвани Чалаева – народного артиста России и Дагестана, лауреата международных конкурсов, секретаря Союза композиторов России, продолжает покорять сердца почитателей его таланта. В октябре в Нижнем Новгороде будут исполнены 14 молитв на православные темы под названием «Непостижимый Бог», музыку к которым сочинил дагестанец.