X
09:20 12.06.2025

Оружейная история Страны гор

В дагестанской истории было немало периодов, когда наши народы сражались с захватчиками, отстаивая свою свободу. В этой связи оружие стало неотъемлемой частью жизни горцев. А потому с древнейших времен в Стране гор существовали центры, где оно создавалось и украшалось: изделия Амузги, Харбука, Кубачи, Гоцатля и Кумуха на протяжении многих столетий ценились на Кавказе и за его пределами.

Обо всем этом, о знаменитых мастерах, изготавливавших великолепные кинжалы и шашки, о том, какое сакральное значение придавалось у нас металлу и холодному оружию, рассказывает выставка «Дагестанское оружие», экспонируемая в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой. Здесь представлено более 150 уникальных экспонатов: изысканные кинжалы, сабли, пистолеты, ружья и элементы снаряжения.

В ноябре прошлого года данная экспозиция, включившая в себя несколько десятков уникальных изделий из собраний ДМИИ, Нацмузея и частных коллекций, была представлена в Тульском государственном музее оружия. Жители и гости известного во всей стране оружейного центра по достоинству оценили выставочный проект.

«Высочайший уровень мастерства дагестанских оружейников со знанием дела оценили в Туле – городе с героической историей и старинными традициями изготовления и украшения оружия. Эта выставка способствовала взаимодействию культур: национальной культуры Дагестана и русской культуры, – отметила директор Тульского государственного музея оружия Надежда Калугина.

Спустя время экспозиция вернулась в нашу республику, с середины мая она открылась в Музее ИЗО. На днях куратор проекта, главный хранитель музея и ответственный хранитель коллекции «Драгметаллы», заслуженный работник культуры РД Хатажи Амирханова провела экскурсию по выставке, рассказав немало интересных фактов об экспонатах и связанных с ними традициями и обычаями.

Сакральная сила металла

Оружию и металлу, из которого его изготавливали, как сообщила Хатажи Амирханова, в старину горцы приписывали могущественные свойства. Считалось, что это мощные обереги. Кинжал и шашка очень часто использовались в качестве талисманов, ограждающих от злых духов. К примеру, рядом с роженицей клали обнаженную шашку. Считалось, что это защитит от вредного воздействия и поможет роженице легко родить. В люльку мальчика клали нож, а девочки – ножницы, чтобы уберечь от нечистой силы. Железу также приписывали силу останавливать смертность детей в селениях.

Если в какой-то семье умирали дети, мать отправлялась в кузницу с девятью кусками железа. Из них изготавливали браслет, который она должна была носить на руке. Считалось, что это ее оберег.

В знак глубокой дружбы и уважения друзьям и самым дорогим гостям дарили кинжал. В горах оружие как самую дорогую реликвию передавали из поколения в поколение. Получив в детстве свой первый кинжал от отца, мальчик рос и не расставался с ним, а когда уже у него рождался сын и достигал 13-летнего возраста, то отдавал семейный кинжал ему. Так через оружие создавалась преемственность поколений.

Холодное оружие горцы называли белым, светлым – оружием чести. И потому в старину, в домусульманский период, клятва верности приносилась на оружии. Когда утвердился ислам в Дагестане, клятва стала даваться чаще на Коране, однако и клятва на оружии при этом еще долгие десятилетия считалась священной и нерушимой.

Три центра

Наша республика когда-то считалась «кузницей оружия Кавказа». Из-за своих боевых качеств, богатой отделки дагестанское оружие было весьма популярным и востребованным. Российские императоры охотно заказывали холодное оружие кубачинским мастерам. Так, Александр I имел в своей коллекции несколько наборов сабель и ятаганов из Дагестана. Цесаревичу Алексею, сыну императора Николая II, в честь празднования 300-летия царствующего дома Романовых был преподнесен комплект детского варианта казачьего вооружения, изготовленного мастерами из селения Кубачи.

В ДМИИ хранится впечатляющая коллекция дагестанского холодного и огнестрельного оружия. Среди них кинжалы с высококлассными амузгинскими, аварскими, лакскими, чеченскими клинками, сабли, шашки, кремниевые ружья и пистолеты XVIII века. Территориально выделялись три центра по изготовлению оружия: Даргинский округ с центром в Кубачи, Аварский с центром в с. Гоцатль и Казикумухский с центром в Кумухе.

Наиболее популярным среди них являлся Даргинский округ, где оружейным промыслом славились три села: Кубачи, Амузги и Харбук. Вторые два славились как села, где изготавливались клинки, а кубачинцы по большей части были известны как искусные мастера, украшавшие эти клинки удивительными по своей красоте орнаментами. Уникальные произведения кубачинского искусства хранятся в коллекциях крупнейших музеев России и зарубежных стран: в Государственном историческом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Лувре (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк).

Производством оружия занимались и аварские умельцы: много оружейников работало в Андийском и Гунибском округах. Наиболее крупным центром по изготовлению оружия был Гоцатль: тут украшали холодное оружие, изготавливали мужские пояса и даже отливали пушки.

У лакцев центром художественной обработки металлов был Казикумухский округ, где бурное развитие оружейного и серебряного дела началось с середины XIX века. Производство оружия было ориентировано на отход в другие районы Дагестана и Кавказа.

Звёзды своего времени

Раз оружию придавалось особое значение, соответственно, и мастера, которые занимались его изготовлением, были на слуху. Наиболее известные и талантливые умельцы становились частью преданий. У славных мастеров, изготавливавших кинжалы, шашки, были свои уникальные техники ковки клинков, у мастеров-ювелиров – авторские орнаменты. По этим особенностям люди нередко, не читая даже авторской подписи, узнавали работы именитых умельцев. Это были их автографы.

Высококлассные клинки в конце XIX – начале XX века производили дагестанские мастера Базалай, Камалав Чаландаров, Шахманай, Гузун Гузунов, Осман Омаров, Исмаил Алискандаров и другие.

Одним из лучших мастеров-клиночников считался Рабадан Багомедов из селения Амузги. Особенно славились шашки Рабадана – он делал их для наместника Кавказа и других высокопоставленных лиц. Большой славой пользовались его раздвоенные клинки – зульфикары.

Самым известным аварским мастером был Чаландар из с. Гамсутль, владевший всеми техниками металлообработки. Один из немногих, кто мог изготовить оружие от начала до конца, т. е. ковал клинки и сам выполнял их художественную отделку. Продолжили дело отца его сыновья Камалав и Курбан. В ДМИИ хранятся кинжал и сабля Камалава Чаландарова.

Осман Омаров был мастером холодного оружия родом из лакского селения Кази-Кумух. Он имел мастерскую во Владикавказе. В 1900 году заведение состояло из цеха, где делали клинки, ювелирного цеха и магазина. Принимали заказы на поставку шашек, кинжалов для казачьих войск и производили охотничьи кинжалы. Во Владикавказе до сих пор сохранилось здание, где размещалась мастерская. В ДМИИ хранятся четыре уникальных кинжала работы Омарова.

Большой популярностью пользовались на Кавказе и кинжалы кумыкских мастеров. Одним из известнейших был Уллу Базалай – основатель рода Базалаевых, выходец из села Согратль. Базалай ковал такие превосходные клинки, что слава о них распространилась далеко за пределы аула. Чтобы приобрести сверхпрочное оружие с клеймом «Базалай», на Кавказ съезжались люди из разных уголков России, Персии, Грузии и Турции. Упоминания о нем и его кинжалах сохранились в очерках и поэзии Михаила Лермонтова, Расула Гамзатова. Талантливыми последователями вышеназванных мастеров были И. Гаджиламамаев, Б. Гимбатов, Р. Алиханов, А. Гусейнов, Г-Б. Магомедов и другие.

Удивительные открытия

Можно еще много рассказывать об уникальной выставке и мастерах, чьи работы представлены в рамках проекта. Экспозиция действительно впечатляющая и по содержанию, и по подаче, и по глубине проделанной исследовательской работы. Помимо самих экспонатов, на стенах зала представлены стенды, где немало ценной информации.

– Работа над выставкой длилась порядка двух месяцев, и за это время было сделано много удивительных открытий, – отмечает Хатажи Амирханова. – Пригласили специалиста, осуществившего перевод многих надписей на клинках, нашим реставраторам тоже пришлось изрядно потрудиться. В этот же период мы издали каталог. Я очень рада, что проект состоялся и явил миру богатую коллекцию нашего музея и богатую оружейную историю нашего региона. То, что он получил высокую оценку в Туле, уже говорит о многом. Известные коллекционеры и исследователи оружейной истории, посетившие выставку, с большим восхищением отзывались о Дагестане. Теперь она развернута и у нас. Будем надеяться, что дагестанцы и гости республики по достоинству оценят экспозицию.

Похожие

Объяснение в любви Дербенту

191
Дербент – колыбель трёх религий, город зодчества и изысканного ковроделия. Город моей...

Мастер-класс по сулевкентской керамике

40
Министерство культуры­ РД, Республиканский­ Дом...

Из греков, что ли?

66
Про харбукцев рассказывают, что они – потомки греческих кузнецов, которые сопровождали...

«Зимняя сказка» в дагестанской инкрустации

52
Дагестанцы снова поразили Москву! На этот раз...

Игрушки нашей прабабушки

647
Присаживайтесь поудобнее и готовьтесь переместиться на сотни лет назад и поиграть с очень...

Статьи из «Культура»

Самый острый ум Аварии

22
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

11
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

10
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

8
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

10
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

40
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

68
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

12
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

16
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

25
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Победила Поэзия

83
«Будет ли третий Турнир поэтов?» – задавались мы вопросом год назад, когда в Театре поэзии во...