Стоит сказать, что история комбината прочно связана с именем Магомеда Джамалудинова. По его инициативе в 1958 году в Гоцатле была открыта ювелирная артель, через два года преобразованная в Гоцатлинский художественный комбинат. Несколько лет ушло на становление комбината и его мастеров. Молодому мастеру Саиду очень повезло учиться у корифея.
«Чтобы развиваться, нужно постоянно работать над собой, улучшать навыки. Знания, не подкрепленные делом – мертвые знания», – учил подопечных Магомед Казиевич.
И Саид учился. Когда началась перестройка и комбинат стал умирать, он, как сам говорит, «занимался мелочами», чтобы прокормить семью, – делал женские украшения. Потом появилась мода на кинжалы и сабли. Освоил и эту технику. А когда пошел спрос на пистолеты, занялся и ими.

Работает в основном с серебром. Узоры-накъиши наносить на готовое изделие помогает друг, потомственный мастер Магомед Гаджимагомедов.
– Его прозвище «Муга», а его фишка – выгравированный черневым узором эфес сабли. Искусство художественного оружия может объединять множество профессий, специальностей, и все они работают на успех, – рассказывает мастер.
Делает Саид и знаменитые сабли зульфикары. Такой саблей, говорят, владел двоюродный брат пророка Мухаммеда Али ибн Абу Табил. Согласно одной из легенд, таким мечом Али победил силача Амра ибд Абдауда, который по мощи превосходил тысячу воинов.
С зульфикаром связана еще одна интересная история. Когда в республике только начали проводить фестиваль «Горцы», к нам приехал ансамбль из Словении. Артистов повезли в Гоцатль показать горный Дагестан. Пришли они и в гости к Саиду Магомедовичу. Одному из гостей знаменитая сабля очень приглянулась. Но была она вся в серебре и стоила, как вы понимаете, немало.
– А можно я её на жену обменяю? – не растерялся гость.
– Я тебе обменяю! – закричала стоявшая рядом блондинка.
– Эх, жаль я не сразу понял, о чем они говорили, женщина симпатичная была, – вспоминает, смеясь, мастер.
Но шутки шутками, а отличить свою работу Саид всегда сумеет, сколько бы лет ни прошло.

– Кузнец-оружейник кует клинок определенной формы практически окончательно. Чем мень-
ше снимается металла при шлифовке, тем лучше. И еще существует очень много маленьких нюансов, из которых рождается суперклинок. А самое главное, выдающиеся мастера вкладывали в клинок часть своей души. Поэтому клинки – живые!
– А как отличить оригинальную работу от ширпотреба?
– Есть определенные параметры, по которым можно отличить высококлассное оружие, сделанное из качественных материалов. Раньше использовали чернь, мы и сейчас ее используем поверх гравировки из серебра. Длину изделия подбирают индивидуально под рост его обладателя. Клинок кинжала или шашки может быть многодольным, благодаря этому оружие становится легче. Для рукояти желательно использовать рог буйвола или тура, могут быть украшения из кости. Если используется дерево, то лучше выбирать твердые породы, такие, как орешник или яблоня.
– А нет мыслей использовать популярные импортные материалы: порошковые стали, микарта, титан, карбон и другое?
– Популярные они сегодня, а завтра будут уже другие. А мы работаем по классике. Сталь берем у кубачинцев, сами работаем с серебром, – отвечает мастер.
Секреты своего дела он передал сыну Магомеду, который тоже окончил училище им. Джемала и худграф ДГПУ.
– Но он работать со мной вместе не хочет. Всё ищет себя, – сетует отец.
Думается, он слегка лукавит, потому что точно знает, что сын обязательно продолжит его дело. Магомед, как когда-то сам Саид, еще услышит зов крови. Иначе быть не может.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




80