Особая философия линии и цвета
Известная дагестанская художница Жанна Колесникова уже много лет ведет очень необычный дневник. Каждая его страница – живописная картина, передающая настроение в тот или иной день. «Дневник, который я не рассказываю словами, литературным языком, я рассказываю линией и рассказываю цветом», – говорит она о своем увлечении.
Как особое мировосприятие художника переносится на холст, какие сказочные образы при этом рождает, дагестанцы смогут узнать, посетив персональную выставку Жанны Колесниковой, открывшуюся на днях в Музее изобразительного искусства. Ретроспективная экспозиция собрала работы самых разных лет, предоставляя посетителям возможность наблюдать, как трансформировался мир ее образов в разные периоды творчества.
Жанна Колесникова принадлежит к большой династии дагестанских художников — Колесниковы-Августовичи-Конопацкие-Мурзабековы-Муслимовы, прославивших и себя, и республику далеко за ее пределами.
Организаторы выставки совместно с автором делают попытку приоткрыть и объяснить сложный, тонкий, многогранный, порой еле уловимый, порой конкретно монументальный, но всегда на грани ирреального и реального, как восточная сказка с ее утонченными образами и метафорами, мир художника.
Как отмечают кураторы выставочного проекта, экспозиция условно делится на несколько частей. Открывается она ранними работами автора, а также работами с общей темой праздника. Далее зритель оказывается в части, где на себя обращают внимание картины, невольно переносящие его в родной для Колесниковой Кизляр с его Тереком и степью. Немало работ, будто рожденных из слов и рассказов, услышанных автором в детстве, или из живописных холстов, пропитанных болью утрат, испытанных, увиденных и прочувствованных когда-то.
«Работы Жанны Колесниковой как мелодия, их можно разбирать по гаммам и нотам, следить за изменением тональности, а можно просто наслаждаться, вглядываться и, разглядывая, разбирать, узнавать (угадывать) образы и сюжеты, «вкушать» эту прекрасную южно-восточную историю, уводящую то ли в кизлярское детство, то ли во сны с отражающимися в них радостями и печалями», – отмечают кураторы выставки.
«В театре жизни Жанны Колесниковой «сценой» становятся три стихии: земля, вода, воздух. Главное средство выразительности – острая гротескная линия. Манера письма то эскизная, лихорадочная, то более спокойная: на прозрачных, чаще светлых фонах резко выделяются мрачные, колючие силуэты птиц, людей, зверей. Группа существ, летящих над пустынной землей, вызывает ассоциации с «черными картинами» Гойи…», – говорит искусствовед Виктория Хан-Магомедова.
«Ее живопись не стыкуется с жанровыми определениями и композиционными традициями так называемого реализма, она от другой природы, от другого эмоционального света происходит. Она создает уникальное пространство для эстетического странствия в эпическом мире чистых помыслов и откровенных мечтаний, достижимых только в состоянии живописного транса с кистью в руке, перед ранимостью холста», – выразил мнение о работах автора художник Юрий Августович.
Особая философия художницы, ее личное мироощущение и миропонимание вылились в десятки картин, каждая из которых своего рода откровение. Многие из работ Жанны Колесниковой хранятся в частных коллекциях у нас и за рубежом.
Выставка собрала в одном экспозиционном пространстве ценителей изобразительного искусства, дав возможность в очередной раз окунуться в чудесный мир образов, в котором самые привычные сюжеты из жизни обретают эпичное содержание, перерождаются в чудесный миф, легенду.