Теперь на стене у входа в музей мемориальная плита, установленная при поддержке председателя сельской общины Гаджибутты Гусейнова и Курбанали Ибрагимова. В ее открытии приняла участие дочь художника, заслуженная артистка ЧР Мадина Хаджаева.
В ее словах благодарности всем причастным – целая история: от распоряжения министра культуры Дагестана Заремы Бутаевой до стараний смотрительницы музея Саиды Кушиевой, которая помогла создать репродукцию «Натюрморта с абрикосами» (2006). Картина эта – гимн простым дарам земли, наполненным таким светом и жизнью, что, кажется, вот-вот почувствуешь сладкий медовый запах спелых фруктов.
Абрикосы с бархатистой кожицей, пронизанной янтарным светом, разбросаны по простому деревянному столу, будто кусочки солнца, собранные в ладонь. Тут же рядышком на грубой ткани в полоску лежат отколотые кусочки абрикосовой косточки, стоит медный кувшин, блюдо. Всё это написано с такой тактильной точностью, что хочется протянуть руку и прикоснуться…

Хаджаев заставляет звенеть тишину, ловит тот самый миг, когда обыденное преображается в прекрасное, а простая ветка с фруктами становится символом изобилия, лета и щедрости родной земли. Это картина-воспоминание, картина-вкус, наполняющая музейный зал тёплым светом и ароматом дагестанского лета. Теперь она, как и другие работы мастера, будет согревать музей своим особым, «хаджаевским» светом. А свет этот льётся с полотен, подаренных художником музею еще при жизни. Он не просто оставлял картины – он возвращал селу его героев.
17 июля этого года в Национальном музее им. А. Тахо-Годи состоялась презентация художественного альбома Альберта Хаджаева, изданного и отпечатанного его дочерью в Москве, а в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой была развернута.
Мадина Альбертовна в день презентации подарила альбомы друзьям, родственникам и сельчанам, передала также их в дар библиотеке и музею Унчукатля.

Натюрморт с абрикосами. 2006 г.
***
Четыре аксакала застыли в ленивом полуденном свете. Они сидят, тесно прижавшись друг к другу. Вглядываясь в «Тёплую осень» (1973) Хаджаева, видишь не просто групповой портрет, а образ целого поколения, выкованного революциями, войнами и трудом. На нём изображены мужчины, чьи судьбы сплелись в истории одного села.
Курбан-Магомед Мигруев – «комиссар с кинжалом» – так его прозвали в Омске, где он в молодости жил и работал. Хорошо знал русский язык и был очень представительным человеком, обладал глубокими знаниями. Взгляд острый, будто отточенный клинок его кинжала. В нем живет огонь былых сражений и побед. Вернувшись на родину в Унчукатль, работал сторожем.

Слева направо изображены Курбан-Магомед Мигруев, Дандамаев Абдулкадыр, Бежаев Сейфулла, Хинчалов Гази
Абдулкадыр Дандамаев – учитель от бога, и его орден Ленина – это награда за просвещение целых поколений. Он с 15 лет учился в Краснодарском крае, после учебы преподавал в Кубанской области. Вернувшись в Дагестан, занялся преподавательской деятельностью. Участник гражданских освободительных движений против деникинцев. Был председателем исполкома, директором Лакского педагогического училища, директором Унчукатлинской школы. Во время Великой Отечественной войны был награжден медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд», «За трудовое отличие». Он также заслуженный учитель ДАССР, заслуженный учитель школы РСФСР, отличник народного просвещения ЦИК СССР.
Сейпулла Бежаев – красный партизан и умелый мастер, работал в унчукатлинском колхозе, был мастером на все руки. С 1940 по 1946 годы находился в рядах советской армии, участвовал в Великой Отечественной войне. В его сдержанной позе читается достоинство мастера, чьи руки могли и косу отточить, и сына-учёного воспитать.
Детство и юность другого героя портрета Гази Хинчалова прошли во Владикавказе. В 1919 году участвовал в боях с деникинцами в Темир-Хан-Шуринском округе. Принимал участие в строительстве завода «Двигательстрой», а с 1939 по 1961 гг. возглавлял садоводческую бригаду колхоза «Красное знамя», пять лет был заведующим селекционно-опытного участка колхоза.

Портрет учёного Ибрагим-Халила Курбан-Алиева. 2005 г.
Герой Социалистического Труда Хинчалов всю свою долгую жизнь посвятил садоводству. За высокие урожаи плодовых неоднократно награждался грамотами и дипломами, золотой медалью имени И. Мичурина, медалью «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», высшей государственной наградой СССР – орденом Ленина. Многократно избирался депутатом сельского и районного советов, а в 1968 году – депутатом Верховного Совета ДАССР.
Потёртые пиджаки героев «Тёплой осени», кажется, до сих пор хранят тепло неяркого осеннего солнца. Фон размыт: так автор акцентирует внимание зрителя на главном – времени, застывшем в их фигурах, показывает, что «тёплая» осень исходит от внутреннего тепла этих людей, от их неугасшей человечности.
***
А вот портрет Магомеда Дандамаева, сына одного из героев «Тёплой осени». Учёный с мировым именем, член-корреспондент РАН.
Две эти работы создают мост между поколениями: от учителя села до учёного, чьи труды читают в Риме и Париже. В отличие от «Тёплой осени», здесь царит чёткий, почти музейный свет мысли.

Портрет учёного Мухаммеда Дандамаева. 1973 г.
Учёный изображен в момент тихого сосредоточения. Его взгляд направлен чуть в сторону. Мягкая ткань пиджака говорит о кабинетной, но отнюдь не тихой жизни. На его лице – спокойная уверенность первооткрывателя-химика. Портрет Дандамаева отнюдь не кричит о заслугах, он шепчет о бесконечном путешествии человеческой мысли, которую уловил Хаджаев.
…Присвоение Унчукатлинскому музею имени Альберта Захаровича – это не точка, а многоточие, начало новой главы. Как отмечает его дочь Мадина, «теперь репродукции картин будут радовать всех гостей и жителей села».
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




3