X
10:43 09.12.2022

Остановка – Дагестан

Новогодние истории Русского театра нередко придумывает заслуженный деятель искусств Дагестана, режиссёр-постановщик Марина Карпачёва. Ее вдохновляющие, яркие, трогательные спектакли заставляют верить в чудеса и создают атмосферу праздника. Даже сейчас, во время репетиции спектакля «Двенадцать месяцев» по одноименной сказке С. Маршака. Премьера намечена на 18 декабря, труппа с нетерпением ждет встречи с юными зрителями.

Жизнь человеческого духа

По доброй традиции каждый показ начнётся с новогоднего представления с Дедом Морозом, Снегурочкой и их верными помощниками. История о тайном дне, когда все месяцы встречаются друг с другом, чтобы поделиться своими победами за прошедший год и наметить планы на будущий, интригует. Капризная королева захотела поменять привычный ход событий – вместо января должен был наступить апрель. Она даже издала приказ об этом и пообещала, как свойственно правителям, вознаграждение золотом. Дела в королевстве закрутились…

– Новогодняя сказка учит быть отзывчивым и сильным, верить в чудеса и не отчаиваться, ведь добро всегда побеждает зло. Благодаря высшим силам, выступающим в образе 12 месяцев, юные театралы понимают, что человек не одинок, эгоизм не остаётся безнаказанным, а благое в человеке будет вознаграждено, – делится Марина Алексеевна.


Марина Карпачёва в  спектакле «Ричард III»

Она известна дагестанскому зрителю не только по детским спектаклям («Бременские музыканты», «Жила-была Сыроежка», «Золушка»), поставленным в Русском театре, но и по другим разножанровым работам – от драмы («Домик на окраине», «Игра в джин», «Отель двух миров», «Васса Железнова») до комедии («Выбирай», «Дурочка», «Проснись и пой»).

– Люблю ставить комедии, ведь в каждом из нас живет весёлый человек. Думаю, что не существует людей, любящих страдать. Мир воспринимался бы всеми с улыбкой, только обстоятельства порой заставляют грустить, нервничать, переживать, – считает Карпачёва, – Для виртуозов сцены нет большего счастья, чем играть для детской аудитории. Они растут, когда задействованы в разножанровых проектах. И не знаешь, где психоэмоциональная нагрузка больше – в роли комедийного персонажа или героя драмы.

«Золушка». Режиссёр-постановщик М. Карпачёва

Действительно, улыбаясь на сцене, актёр может глубоко переживать потерю близкого человека и, напротив, испытывая счастливые моменты, выражать боль. Зритель, пришедший на спектакль, должен включиться в проблемы, обсуждаемые на сцене, поверить в жизнь, проживаемую актерами.

– «Мысль о том, что жизнь человеческого духа – основа театрального искусства, принадлежит не мне», – так выразился реформатор театрального искусства Станиславский. Но сути это не меняет, театр и по сей день остаётся исследователем человеческого духа, а как только начинает исследовать нечто другое, скатывается и выходит за рамки искусства, – уверена режиссёр. – Что такое семья? Отвечают ли дети за грехи родителей? Можно ли оправдать убийство благополучием семьи? В трагедии «Васса Железнова» мы с артистами ищем ответы на вопросы, заданные М. Горьким в своей пьесе более 100 лет назад.

Трагедия повествует о героине сложной судьбы – владелице пароходной компании, стальной женщине, которая не может позволить себе быть слабой, и о распаде большой семьи. Определённый слой купечества в преддверии Февральской революции находится в деградированном состоянии. Впрочем, как и сейчас, когда падает уровень нравственности, в обществе наступают критические моменты.

«Золушка». Режиссёр-постановщик М. Карпачёва

– Всегда призываю актёров к нравственной чистоте, потому как они дерзают стоять на полтора метра выше всех остальных и оттуда внушают некую правду. Многое зависит оттого, какие идеи проповедует театр. Благодаря живому театральному искусству люди очищаются, происходит энергообмен, – убеждена Марина Алексеевна.

Чувствовать время

Одной из обсуждаемых премьер Русского театра стала комедия «Дурочка». Речь тут не только и не столько о любовных приключениях сестёр Нисы и Финеи, дочерей испанского дворянина Октавьо. Перед храмом Мельпомены стоит социальная и идеологическая обязанность.

– В эпоху, когда пропагандируется плюрализм в отношении гендерных разнообразий, будучи человеком, отстаивающим традиционные семейные ценности, я не могла пройти мимо этой темы. Она особенно актуальна в условиях либерального революционного настроя на равенство полов. Считаю, что мы должны говорить, особенно молодым людям, где истина и где ложь, – говорит собеседник.

В режиссёрском деле важно чутьё. И М. Карпачёва, что называется, чувствует время. К примеру, 19 лет назад понимала, что публика тепло примет Островского. Буквально через несколько месяцев к классику обратились и другие театры.

«Домик на окраине». Режиссёр-постановщик М. Карпачёва

– Для меня важен актёрский состав, способный реализовать проект. С командой, задействованной в «Дурочке», мы ставили не один спектакль. В этом играют многие актеры из «Домика на окраине», но мастера сцены настолько перевоплотились, что узнать кого-то сложно, – рассказывает Карпачёва. – Великий театральный режиссер Алексей Дикий говорил: «Актер, как велосипедист, либо едет вперед, либо стоит и валяется на боку».

Убеждена, что актер растет на ролях, и чем больше играет, тем профессиональнее становится. Это мы видим по молодежи, которая вливается в труппы. А. Абдулганиева, Д. Джахбарова, А. Загирбеков, А. Джахбаров, Б. Девлетханова, В. Алёшина и другие талантливые ребята – будущее нашего театра.

Лицом к зрителю

Режиссер в своём воображении рисует то, что хочет реализовать на сцене, и мысленно проигрывает увиденное за каждого участника данной сцены.

– Долгое время Алина Абдулганиева с успехом играла роли изящных, легкомысленных особ. В «Вассе Железновой» она открылась по-новому, неожиданно даже для себя. Роль Рашель высветила еще одну грань талантливой актрисы – это одна из лучших её работ, – считает Марина Алексеевна и добавляет, что актер должен быть открытым и совершенно непритязательным, научиться подчинять свою психофизику ставящейся перед ним задаче.

На каком-то этапе режиссер ведет актера. Но путь к роли, по ее мнению, это всегда путь режиссера и актера навстречу друг другу. Если хотят вместе играть, то заранее должны быть объединены, иначе сотрудничество заканчивается там, где начинается сопротивление.

– Сложность профессии заключается в том, чтобы найти точки соприкосновения. Актер должен верить режиссеру безусловно. А вера эта появляется благодаря профессионализму второго, – продолжает она. – Свою профессию люблю, потому чаще сталкиваюсь не со сложностями, а скорее с задачами, требующими определённых усилий. Было время, когда мы мечтали о современном техническом оснащении, проблемы могли возникнуть во всём. Но и тогда находили выход из ситуации – это рабочие моменты.

Богатый профессиональный опыт Карпачёвой мог бы пригодиться в кино, но наша героиня не задумывалась об этом – такой задачи перед ней еще не стояло.

– Драматургия опирается на текст, диалоги, здесь нет второго дубля, с конца не начнешь. А в кино можно снять осень, которую зритель увидит через 10 лет, грим поможет «состарить» актёра, – отмечает Марина Алексеевна. – Хотя основа одна, но специфика другая, и я бы не смешивала эти профессии. Есть, конечно, примеры, когда в одном человеке гармонично уживаются режиссер кино и режиссер театра. Если бы пригласили, согласилась бы с удовольствием – это новый опыт. Я читала сценарий «Последнего танго в Париже» Бернардо Бертолуччи, где главные роли исполняют Марлон Брандо и Мария Шнайдер, в нем всё расписано по кадрам. И в кино снято так же.

Поначалу она рисовала мизансцены, расписывала по пунктам, как всё будет. Первые сцены получались по задумке, дальше творческий процесс. И эту деятельность нельзя назвать бесполезной – она помогает размять материал.

За плечами режиссера серьезная работа. Когда она отдыхает? Карпачёва собирается с силами в ипостаси актрисы: приходя на прогон спектакля и отвечая лишь за роль, чувствует себя беззаботной и счастливой. Она была занята в спектаклях «Ричард III» У. Шекспира, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана и других. Объездив всю страну, успев поработать во многих отечественных театрах, 18 лет назад решила остановиться в Дагестане. Первым спектаклем, поставленным ею на сцене Русского театра, стала сказка «Золушка», потом комедия «Французский ужин». Затем были сказки, и в конечном итоге её пригласили работать на постоянной основе.

– Домоседом меня трудно назвать. Долгое время ездила по театрам страны – от Зауралья до Севера, если появляется возможность, и сейчас не отказываюсь. Однако, наряду с таким вниманием, есть и обязательства перед Русским театром, воплощаю также свои задумки в Лакском, Ногайском и других театрах республики. А недавно ставила спектакль в Чечне. Мне нравится Дагестан, не устаю удивляться одаренности местных актёров, поэтов, художников и музыкантов, – признаётся она.

И Марине Алексеевне очень хочется, чтобы театр оставался человеческим, интересным зрителю, поднимал волнующие, злободневные проблемы.

Похожие

Наша память, наш долг

9
В России широко отметили 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне – по всей стране...

Экскурсия по театральному закулисью

23
Праздник театрального искусства подарил зрителям...

Республика мечты

116
За этот юбилейный Гамзатовский год много мы видели спектаклей, посвященных поэту и...

Первый и старейший

60
Программы «Большие гастроли» и «Мы – Россия» Всероссийского гастрольно-концертного плана...

Всё только начинается!

147
Казалось, совсем недавно Русский театр им. Горького триумфально завершил очередной...

Правда жизни от классика

52
Как взрослеющей личности познавать себя и людей? Как научиться жить в обществе, чтобы не...

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

105
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

12
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

95
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...