Остановка – Дагестан
Новогодние истории Русского театра нередко придумывает заслуженный деятель искусств Дагестана, режиссёр-постановщик Марина Карпачёва. Ее вдохновляющие, яркие, трогательные спектакли заставляют верить в чудеса и создают атмосферу праздника. Даже сейчас, во время репетиции спектакля «Двенадцать месяцев» по одноименной сказке С. Маршака. Премьера намечена на 18 декабря, труппа с нетерпением ждет встречи с юными зрителями.
Жизнь человеческого духа
По доброй традиции каждый показ начнётся с новогоднего представления с Дедом Морозом, Снегурочкой и их верными помощниками. История о тайном дне, когда все месяцы встречаются друг с другом, чтобы поделиться своими победами за прошедший год и наметить планы на будущий, интригует. Капризная королева захотела поменять привычный ход событий – вместо января должен был наступить апрель. Она даже издала приказ об этом и пообещала, как свойственно правителям, вознаграждение золотом. Дела в королевстве закрутились…
– Новогодняя сказка учит быть отзывчивым и сильным, верить в чудеса и не отчаиваться, ведь добро всегда побеждает зло. Благодаря высшим силам, выступающим в образе 12 месяцев, юные театралы понимают, что человек не одинок, эгоизм не остаётся безнаказанным, а благое в человеке будет вознаграждено, – делится Марина Алексеевна.
Марина Карпачёва в спектакле «Ричард III»
Она известна дагестанскому зрителю не только по детским спектаклям («Бременские музыканты», «Жила-была Сыроежка», «Золушка»), поставленным в Русском театре, но и по другим разножанровым работам – от драмы («Домик на окраине», «Игра в джин», «Отель двух миров», «Васса Железнова») до комедии («Выбирай», «Дурочка», «Проснись и пой»).
– Люблю ставить комедии, ведь в каждом из нас живет весёлый человек. Думаю, что не существует людей, любящих страдать. Мир воспринимался бы всеми с улыбкой, только обстоятельства порой заставляют грустить, нервничать, переживать, – считает Карпачёва, – Для виртуозов сцены нет большего счастья, чем играть для детской аудитории. Они растут, когда задействованы в разножанровых проектах. И не знаешь, где психоэмоциональная нагрузка больше – в роли комедийного персонажа или героя драмы.
«Золушка». Режиссёр-постановщик М. Карпачёва
Действительно, улыбаясь на сцене, актёр может глубоко переживать потерю близкого человека и, напротив, испытывая счастливые моменты, выражать боль. Зритель, пришедший на спектакль, должен включиться в проблемы, обсуждаемые на сцене, поверить в жизнь, проживаемую актерами.
– «Мысль о том, что жизнь человеческого духа – основа театрального искусства, принадлежит не мне», – так выразился реформатор театрального искусства Станиславский. Но сути это не меняет, театр и по сей день остаётся исследователем человеческого духа, а как только начинает исследовать нечто другое, скатывается и выходит за рамки искусства, – уверена режиссёр. – Что такое семья? Отвечают ли дети за грехи родителей? Можно ли оправдать убийство благополучием семьи? В трагедии «Васса Железнова» мы с артистами ищем ответы на вопросы, заданные М. Горьким в своей пьесе более 100 лет назад.
Трагедия повествует о героине сложной судьбы – владелице пароходной компании, стальной женщине, которая не может позволить себе быть слабой, и о распаде большой семьи. Определённый слой купечества в преддверии Февральской революции находится в деградированном состоянии. Впрочем, как и сейчас, когда падает уровень нравственности, в обществе наступают критические моменты.
«Золушка». Режиссёр-постановщик М. Карпачёва
– Всегда призываю актёров к нравственной чистоте, потому как они дерзают стоять на полтора метра выше всех остальных и оттуда внушают некую правду. Многое зависит оттого, какие идеи проповедует театр. Благодаря живому театральному искусству люди очищаются, происходит энергообмен, – убеждена Марина Алексеевна.
Чувствовать время
Одной из обсуждаемых премьер Русского театра стала комедия «Дурочка». Речь тут не только и не столько о любовных приключениях сестёр Нисы и Финеи, дочерей испанского дворянина Октавьо. Перед храмом Мельпомены стоит социальная и идеологическая обязанность.
– В эпоху, когда пропагандируется плюрализм в отношении гендерных разнообразий, будучи человеком, отстаивающим традиционные семейные ценности, я не могла пройти мимо этой темы. Она особенно актуальна в условиях либерального революционного настроя на равенство полов. Считаю, что мы должны говорить, особенно молодым людям, где истина и где ложь, – говорит собеседник.
В режиссёрском деле важно чутьё. И М. Карпачёва, что называется, чувствует время. К примеру, 19 лет назад понимала, что публика тепло примет Островского. Буквально через несколько месяцев к классику обратились и другие театры.
«Домик на окраине». Режиссёр-постановщик М. Карпачёва
– Для меня важен актёрский состав, способный реализовать проект. С командой, задействованной в «Дурочке», мы ставили не один спектакль. В этом играют многие актеры из «Домика на окраине», но мастера сцены настолько перевоплотились, что узнать кого-то сложно, – рассказывает Карпачёва. – Великий театральный режиссер Алексей Дикий говорил: «Актер, как велосипедист, либо едет вперед, либо стоит и валяется на боку».
Убеждена, что актер растет на ролях, и чем больше играет, тем профессиональнее становится. Это мы видим по молодежи, которая вливается в труппы. А. Абдулганиева, Д. Джахбарова, А. Загирбеков, А. Джахбаров, Б. Девлетханова, В. Алёшина и другие талантливые ребята – будущее нашего театра.
Лицом к зрителю
Режиссер в своём воображении рисует то, что хочет реализовать на сцене, и мысленно проигрывает увиденное за каждого участника данной сцены.
– Долгое время Алина Абдулганиева с успехом играла роли изящных, легкомысленных особ. В «Вассе Железновой» она открылась по-новому, неожиданно даже для себя. Роль Рашель высветила еще одну грань талантливой актрисы – это одна из лучших её работ, – считает Марина Алексеевна и добавляет, что актер должен быть открытым и совершенно непритязательным, научиться подчинять свою психофизику ставящейся перед ним задаче.
На каком-то этапе режиссер ведет актера. Но путь к роли, по ее мнению, это всегда путь режиссера и актера навстречу друг другу. Если хотят вместе играть, то заранее должны быть объединены, иначе сотрудничество заканчивается там, где начинается сопротивление.
– Сложность профессии заключается в том, чтобы найти точки соприкосновения. Актер должен верить режиссеру безусловно. А вера эта появляется благодаря профессионализму второго, – продолжает она. – Свою профессию люблю, потому чаще сталкиваюсь не со сложностями, а скорее с задачами, требующими определённых усилий. Было время, когда мы мечтали о современном техническом оснащении, проблемы могли возникнуть во всём. Но и тогда находили выход из ситуации – это рабочие моменты.
Богатый профессиональный опыт Карпачёвой мог бы пригодиться в кино, но наша героиня не задумывалась об этом – такой задачи перед ней еще не стояло.
– Драматургия опирается на текст, диалоги, здесь нет второго дубля, с конца не начнешь. А в кино можно снять осень, которую зритель увидит через 10 лет, грим поможет «состарить» актёра, – отмечает Марина Алексеевна. – Хотя основа одна, но специфика другая, и я бы не смешивала эти профессии. Есть, конечно, примеры, когда в одном человеке гармонично уживаются режиссер кино и режиссер театра. Если бы пригласили, согласилась бы с удовольствием – это новый опыт. Я читала сценарий «Последнего танго в Париже» Бернардо Бертолуччи, где главные роли исполняют Марлон Брандо и Мария Шнайдер, в нем всё расписано по кадрам. И в кино снято так же.
Поначалу она рисовала мизансцены, расписывала по пунктам, как всё будет. Первые сцены получались по задумке, дальше творческий процесс. И эту деятельность нельзя назвать бесполезной – она помогает размять материал.
За плечами режиссера серьезная работа. Когда она отдыхает? Карпачёва собирается с силами в ипостаси актрисы: приходя на прогон спектакля и отвечая лишь за роль, чувствует себя беззаботной и счастливой. Она была занята в спектаклях «Ричард III» У. Шекспира, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана и других. Объездив всю страну, успев поработать во многих отечественных театрах, 18 лет назад решила остановиться в Дагестане. Первым спектаклем, поставленным ею на сцене Русского театра, стала сказка «Золушка», потом комедия «Французский ужин». Затем были сказки, и в конечном итоге её пригласили работать на постоянной основе.
– Домоседом меня трудно назвать. Долгое время ездила по театрам страны – от Зауралья до Севера, если появляется возможность, и сейчас не отказываюсь. Однако, наряду с таким вниманием, есть и обязательства перед Русским театром, воплощаю также свои задумки в Лакском, Ногайском и других театрах республики. А недавно ставила спектакль в Чечне. Мне нравится Дагестан, не устаю удивляться одаренности местных актёров, поэтов, художников и музыкантов, – признаётся она.
И Марине Алексеевне очень хочется, чтобы театр оставался человеческим, интересным зрителю, поднимал волнующие, злободневные проблемы.