Острым резцом по серебру
Его имя было широко известно в Дагестане, знали и за пределами республики. Каждое изделие мастера – произведение искусства. Расул Алиханов – советский художник-ювелир, гравёр, заслуженный деятель искусств (1960) и народный художник РСФСР (1976).
Линия за линией, зигзаг за зигзагом
Родился он 4 ноября 1922 года в семье потомственного ювелира Алихана Ахмедова. Расул рос любознательным мальчиком, с ранних лет внимательно следил за работой отца, проводящего острым резцом по серебряному изделию линию за линией, зигзаг за зигзагом. Сидя на стульчике возле верстака, сын подолгу наблюдал, как, преображая поверхность серебра, в руках отца рождается знакомый и одновременно новый узор.
Расулу было 10 лет, когда он, работая с папой, выгравировал украшение для кавказского пояса. Затем появилась серебряная ручка, украшенная тонким рисунком.
После окончания школы сразу стал работать в артели с опытными мастерами. Вместе с ними готовил экспонаты для Всемирной выставки 1937 года в Париже, отмеченные в последующем высокими наградами.
Спустя два года для выставки в Нью-Йорке, где открыли специальный павильон молодых мастеров, Расул выполнил три самостоятельные работы. Среди них маленький кувшин, на одной стороне которого он изобразил пятиконечную звезду, а на другой – серп и молот – символы советского государства.
В 17 лет его приглашают принять участие в оформлении сборников народной поэзии Дагестана. Орнаментальные композиции юноша выполнил, изобразив любовь к родной республике.
– Отец рос в небогатой семье. Когда родные и близкие узнали, что он влюбился в девушку Маннабу из состоятельного рода и хочет на ней жениться, стали отговаривать. Но любовь победила, девушку засватали, – рассказывает Абдусалам Алиханов, один из сыновей художника, автор многих региональных и всероссийских выставок.
Потом война. Как и многим советским гражданам, Расулу пришлось пройти непростыми фронтовыми дорогами. И только в 1945 году, после возвращения в родной аул, они с Маннабой поженились.
Лепестки, бутоны, розетки…
Участника Великой Отечественной войны Расула Алиханова назначают директором Кубачинской школы фабрично-заводского обучения. А знания, полученные на краткосрочных курсах НИИ художественной промышленности, способствовали его дальнейшему развитию как профессионального орнаменталиста, графически воплотившего свои идеи в новых композициях и сюжетных зарисовках.
Алиханов понимал, что подлинная красота не в количестве узоров и позолоты, а в гармонии орнамента и формы, в жизненной целесообразности предмета.
Трудно переоценить его вклад в разработку новых образцов изделий с просечным узором и дополнительной гравировкой. Он обогатил кубачинский орнамент нововведениями типа лепестков, бутонов, цветочных розеток. Нередко прибегал художник к барельефным изображениям животных, которых мы видим на памятниках старины, и по-своему органично соединял их с узорами сегодняшних дней. Это хорошо прослеживается в его работах: блюдо – «Добрый зверь», «Заячий хоровод», «Златокузнец», «Кубачинка»; настенное блюдо – «Лезгинка»; ваза – «Танец», «50 лет Октябрю».
– Отец часто рассказывал о подарке для Сталина. Дагестанские ковровщицы соткали ковёр с портретом вождя, а серебряную декорированную рамку к нему изготовили кубачинские мастера: 60-летний Бахмуд Инжиев, 70-летний Муса Чабкаев и 15-летний Расул Алиханов. Сталин высоко оценил работу наших мастеров, – говорит Абдусалам. – Папа до мозга костей был коммунистом, переступить через закон для него было неприемлемо. И нас, своих детей, учил жить по совести.
Мастер создавал высокохудожественные изделия, экспонировавшиеся почти на всех отечественных выставках декоративно-прикладного искусства («Советская Россия», «По родной стране» и др.), на международных показах, в том числе в Англии, ГДР, Франции и других странах. Расулу Алиханову первому из кубачинских мастеров в 1976 году было присвоено звание народного художника РСФСР.
Любовь к антиквариату и чунгур
– Я не только сын своего знаменитого отца, но и его ученик: горжусь, что довелось работать вместе с ним, – продолжает Алиханов-младший. – На Кубачинском комбинате я выполнял гравировку по эскизам папы, помогал готовить выставочные экспонаты в экспериментальном цеху.
Расул Алиханов щепетильно относился к каждому изделию, и первой, кому показывал конечный результат, была супруга Маннаба с её врожденным чувством стиля, эстетическим вкусом.
На одну работу уходило порой несколько месяцев. Пока мастер творил, жена занималась домашними хлопотами. Вместе Расул и Маннаба воспитали восьмерых сыновей и двух дочерей.
А ещё их объединяла любовь к антиквариату.
– Папа с мамой коллекционировали различные предметы, покупали старинные изделия из меди, фарфора, фаянса и украшали ими одну из стен комнаты. Гости любили посещать наш домашний «музей». Тем более что отец был интересным собеседником – он увлечённо рассказывал историю того или иного изделия.
Признанный мастер не только искусно владел штихелем, но и виртуозно играл на чунгуре. Музыкальный талант тоже передался сыновьям по наследству, правда, играют они на аккордеоне и баяне.
– Кубачинские народные песни очень часто звучали в нашем доме, – вспоминает Абдусалам. – Не помню дня, когда бы у нас не собирались гости, причём из самых разных уголков мира.
Приезжие искусствоведы, музейные работники, ювелиры останавливались у гостеприимного хозяина. За приятной беседой он готовил эскизы будущих изделий и вообще много и увлечённо работал, чтобы создать изящные узнаваемые образцы.
7 июля 2000 года на 78-м году жизни остановилось сердце Расула Алиханова. Славные традиции кубачинского искусства, заложенные им и его земляками, продолжают новые поколения. Ремесло будет жить.