X
11:10 03.10.2017

От академизма до джазовых гармоний

Дагестанская государственная филармония им. Т. Мурадова провела третий концерт X Международного музыкального фестиваля «Порт-Петровские ассамблеи», который проходит в эти дни в республике при поддержке Министерства культуры Дагестана. На сцене Кумыкского театра выступили лауреаты международных конкурсов, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных – саксофонист Владислав Вальс и пианистка Наталья Бражникова.

Владислав Вальс уже выступал перед дагестанцами в сопровождении Камерного оркестра филармонии и джазового оркестра. В этот раз музыкант приехал со своей коллегой – пианисткой Натальей Бражниковой с классической программой «Диалоги». Музыканты выстроили ее начало на абсолютной академической классике с виолончельного концерта Рахманинова, и во всех последующих произведениях по мере выхода из академизма программа обретала все больше джазовых гармоний. Большинство исполненных произведений – это переложения, как, например, виртуозная скрипичная «Чакона» Витали, которая в интерпретации для саксофона обрела новые интонации и ритмы. В концерте также звучала музыка Шмитта, Витали, Равеля, Розенблатта, Франка, Пьяццоллы, Кларка.

Отвечая на вопросы журналистов, Владислав Вальс отметил, что вернулся к старым друзьям и что с самого первого своего приезда он продолжает общаться с некоторыми нашими музыкантами.

– Владислав, вы учились игре на инструменте в Москве и Магнитогорске, затем проходили обучение во Франции и Лондоне. Насколько российская школа духовых инструментов, особенно саксофона, отличается от европейской?

– Десять лет назад можно было сказать, что есть кардинальные различия. Особенно флейтовая школа была обособленная, потому что наши музыканты не ездили в другие страны, не учились, а сейчас все слилось, школа уже как будто одна во всем мире. Российская школа игры на саксофоне сегодня вполне на уровне, а иногда даже превосходит школы других стран. Наши исполнители занимают самые высокие места на ведущих международных конкурсах.

– Вы совмещаете активную гастрольную жизнь и педагогическую практику. Одно другому не мешает?

– Не все концертирующие музыканты любят преподавать, многим это кажется рутиной, но мне это нравится и много дает. Обычно мне приходится учить ту музыку, которую играют студенты, чтобы показывать, как играть. Мои ученики часто приносят современные произведения и говорят: «Я хочу это сыграть». Поэтому преподавание – это постоянный процесс совершенствования.

– Саксофон у большинства людей ассоциируется с джазом. Какие еще музыкальные направления подвластны вашему инструменту?

– Саксофон был создан как синтез кларнета и медных духовых инструментов. Он может играть так же громко, как медные, так же быстро, как флейта и кларнет, его возможности безграничны. До сих пор музыканты придумывают новые приемы игры, которые приходится изучать. Виртуозный саксофонист изобретает новый прием, показывает его композитору, и тот начинает внедрять новое в своей музыке. Так что саксофон как инструмент до конца еще не раскрыт.

– Изначально саксофон был создан для исполнения классических произведений, для него писали Берлиоз, Равель, Дебюсси, Рахманинов. Но сегодня трудно поверить в то, что джаз был для него не первичен.

– Да, изначально это было так, саксофон был просто одним из инструментов духового оркестра, но в Америке он стал «королем» в эпоху джаза. Например, в России классический саксофон стал известен позже, чем джазовый, всего лет тридцать назад.

– А вам приходилось изобретать новые приемы игры на саксофоне?

– Нет, но я делаю новые интерпретации несаксофонных произведений. Нам, саксофонистам, тоже хочется играть Моцарта и Баха, но в их время он еще не был создан. Тот же Рахманинов писал виолончельный концерт, который будет звучать сегодня с учетом тембра виолончели, поэтому приходится делать переложение так, чтобы саксофон тоже звучал в этой музыке. А новые приемы у нас изобретают в основном молодые ребята, которым по 16 лет. Они все время экспериментируют. Один наш студент-первокурсник написал произведение, которое называется «Паркур», и то, что он творит с саксофоном, – это что-то запредельное. Я спрашиваю его: «Как ты это делаешь?» Но он сыграть может, а объяснить нет.

– Легко ли пианисту вести диалог с саксофоном, в особенности вне джаза?

Наталья Бражникова ответила на этот вопрос: – Любой уважающий себя пианист занимается не только карьерой, но и выстраивает творческие взаимоотношения с разными партнерами. У нас сложился довольно мощный тандем с Владиславом. Саксофон обладает многообразием тембрального звучания. Он может подражать скрипке, виолончели, звучать как тромбон. Ему доступно подражание голосу гобоя, кларнета, и, конечно, саксофон может оставаться самим собой. Поэтому в диалоге с саксофоном рояль может чувствовать абсолютное свое роскошество, и я могу себе позволить как пианистке звучать достаточно ярко, свободно, разнообразно и местами ощущать оркестровое наполнение рояля. Если сравнивать дуэтную игру с другими инструментами, то там рояль должен вести себя более корректно и не претендовать на право первенства, а сегодня крышка рояля открыта на полную мощь. В акустике вашего театра мы звучим полновесно, не заглушая и не обедняя звучания друг друга.

Похожие

В традициях русской вокальной школы

28
Замечательной традицией Международного музыкального...

Фестиваль продолжается

12
Еще одной яркой страницей XVII Международного музыкального фестиваля «Порт-Петровские...

Музыка Баха даёт надежду

9
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Финал стал настоящим подарком

14
В течение месяца в столице Дагестана проходили события XVI Международного музыкального...

Новые и старые композиции

27
На сцене летней эстрады Даггосфилармонии в рамках XVI Международного музыкального фестиваля...

Праздник джаза

23
Ещё одной яркой страницей XVI Международного музыкального фестиваля «Порт-Петровские...

На сцене гость из Франции

23
Гостя из Франции представил слушателям XVI Международный музыкальный фестиваль...

Знакомство с новым Бетховеном

12
В столице Дагестана проходят события XVI Международного музыкального фестиваля...

Статьи из «Культура»

Срез времени

2
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

190
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

7
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

6
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

222
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

26
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...