В зале Махачкалинского музыкального училища им. Г. А. Гасанова прошел концерт органной музыки лауреата международных конкурсов Тимура Карданова. Программа под названием «Сквозь эпохи и страны» стала настоящим музыкальным путешествием.
В программе прозвучали шедевры П. Я. Свелинка, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя, стремительного Д. Скарлатти, импровизирующего Г. Бёма и, конечно, хрестоматийного И. С. Баха. С первых грозных нот его Токкаты и фуги ре минор зал узнал это великое произведение, уносящее воображение в просторы католических соборов.
Не менее узнаваемой стала музыка к фильму «Код да Винчи» в исполнении на органе. Мистическую атмосферу Ганса Циммера Карданову удалось передать блестяще. Контраст эпох был подчеркнут и соседством классики с музыкой Эннио Морриконе.
«У нас есть орган?» – именно такой удивленный вопрос задавали те, кто увидел афишу концерта в Махачкале. Ответ был гордым: «Да, электронный!» Этот инструмент – первый в республике – был приобретен училищем в 2020 году в рамках национального проекта «Культура». Это модель «Viscount» серии «Vivace-90».
Тимур Карданов, с самого начала тестировавший новый инструмент, сохранил с ним особую связь. Периодически приезжая из Нальчика, он словно навещает старого друга. Эта связь стала зримой под занавес концерта: выходя на поклон, он указал на орган, предлагая зрителям аплодировать и ему, как живому участнику действа.
Настоящим сюрпризом и, как выразился сам музыкант, «приношением» училищу, его педагогам и ученикам стала «Прелюдия си-бемоль минор» Готфрида Гасанова. Произведение основателя дагестанской профессиональной музыки прозвучало в транскрипции для органа, которую исполнитель сделал сам.

Ханлар Алиметов раскрыл всё образное богатство кларнета
«Не судите строго. Это то, как я увидел эту музыку», – скромно заметил он.
Заметим, адаптация удалась. Даже сквозь непривычное для этой музыки органное звучание ясно узнавались горные картины, характерные мотивы и ходы Гасанова. Публика оценила этот жест – слушатели долго не отпускали музыканта аплодисментами.
Концерт показал, как важно не только исполнять музыку, но и помогать понять ее, вызывать интерес. Особенно это было уместно в зале, где собралось много школьников и студентов – не согнанных для галочки, а искренне заинтересованных учащихся музыкальных школ и училища. Они внимательно следили за каждым движением исполнителя и слушали экскурс в историю. Для кого-то из них это, возможно, была первая в жизни встреча с «королем инструментов», как называют орган.
Карданов приезжает не первый раз, однако его концерты всегда вызывают неподдельный интерес у публики. Этот органный вечер стал ярким свидетельством того, что культурная жизнь Дагестана динамично развивается, а у жителей республики есть уникальная возможность прикоснуться к мировым шедеврам, не выезжая за пределы Махачкалы.
***
В Махачкале состоялся концерт-открытие Форума современной музыки «Творческие пересечения», который проводит Дагестанская филармония при поддержке Министерства культуры республики.
Лейтмотив форума – творческий диалог на пересечении эпох, стилей и художественных индивидуальностей – был ярко воплощён в программе вечера.
Прозвучали произведения известных композиторов Гии Канчели и Мурада Кажлаева, а также сочинения стремительно приобретающих популярность талантливых авторов современности. Одним из открытий концерта стала пьеса «Чеширский кот» из волшебной сюиты для контрабаса «Алиса в стране чудес» Александра Муравьёва, поражающая сочетанием фантазии и технической смелости.
Кроме того, слушателей ожидала дагестанская премьера пьесы для флейты с оркестром постоянной участницы форума и яркой представительницы новой волны современной академической музыки Екатерины Карпенко.
Открыл программу Второй концерт Евгения Дербенко для альтовой домры с оркестром. Его средняя часть с программной каденцией «Путешествие к восходу солнца», написанная позже Михаилом Горобцовым, восторженно была принята слушателями. В замечательном исполнении Лейлы Нуриевой небольшой трёхструнный инструмент не только не уступал мощью оркестру, но и в лирических эпизодах завораживал певучим, глубоким звучанием, в полной мере раскрывая всю красоту и широту русской музыки. И это был лишь первый номер!
Не менее ярко выступили и другие солисты. Ханлар Алиметов раскрыл все образное богатство кларнета, заложенное в «Письмах» Канчели. Ксения Сулейманова открыла волшебное звучание сольного контрабаса. А Индира Зайдиева передала всё таинство «Опрокинутого сада» и виртуозно исполнила пьесу «Колибри» Евгения Магалифа.
Слушателей впечатлило чудесное воплощение вокальной лирики Мурада Кажлаева солистками Эльвирой Маммадаевой, Еленой Величко и Дианой Октавиан.
Отдельная благодарность дирижёру камерного оркестра имени Станислава Хржановского Зарифе Абдуллаевой и Ирине Нахтигаль, неутомимому ведущему и организатору всех концертов дагестанской филармонии, за возможность слушать академическую современную музыку в нашем городе!
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




9