К началу 80-х годов музыкальное искусство Дагестана было представлено одной из лучших, ярких национальных композиторских школ России с собственной профессиональной классической музыкой, коллекцию которой составляли все музыкальные жанры: опера, балет, симфония, музыка к театральным спектаклям, киномузыка, эстрадная музыка и так далее.
Начавшиеся в середине 90-х годов социально-экономические и, как следствие, культурные преобразования перестроечного периода создали нелегкую ситуацию в искусстве. Это было время смены ценностных ориентиров, культурных потерь и одновременно поисков путей к сохранению своей культурной идентичности. Именно в этот период в композиторскую школу Дагестана влились имена молодых композиторов — В. Шаулова, Г. Джавлалова, А. Джафаровой, 3. Джанаева, Р. Фаталиева.
Творческий облик будущего композитора Гасана Джавлалова начал формироваться в детстве. Заметив музыкальные наклонности сына, родители способствовали их развитию, отдав его в музыкальную школу г. Баку, где проживала семья.
В Бакинском музыкальном училище на теоретическом отделении Гасан Джавлалов брал уроки композиции у Васифа Адигезалова, одного из лучших учеников школы Кара Караева, чуткого и тонкого музыканта, который сформировал в юноше первые профессиональные навыки и музыкальный вкус. Будучи творческим по натуре, Г. Джавлалов искал себя в музыке, увлекаясь джазом, слушая «Биттлз», играя в ансамблях, тем самым набирал опыт и обретал свое назначение. Поэтому поступление в консерваторию на композиторское отделение было закономерным и осознанным продвижением по избранному пути. Становление творческой личности проходило в музыкальной атмосфере г. Баку в период расцвета таланта Кара Караева, Фикрета Амирова, Ниязи, музыкальной атмосферы с развитыми профессиональными музыкально-театральными и впечатляюще-яркими древними народными музыкальными традициями, а требовательная и творческая обстановка в консерватории способствовала оттачиванию композиторских навыков. Изучение музыкального стиля Скрябина, Шопена, Прокофьева, Шостаковича, Дебюсси выстраивало гармоничное сочетание в творческом почерке классических традиций и формировало индивидуальный музыкальный вкус.
Определяющей вехой на творческом пути Г. Джавлалова стала встреча с известным композитором М. Кажлаевым, в прошлом студентом Азербайджанской консерватории, который с большим интересом отнесся к творчеству юноши, пророчески отметив, что «его ждет хорошее будущее», посоветовал приехать в Дагестан. Г. Джавлалов, в то время студент третьего курса консерватории, начал изучение дагестанской музыкальной культуры, в чем ему помогала и поддерживала семья. Отец будущего композитора привозил из Дагестана записи народной музыки, Гасан их расшифровывал, эти новые эмоционально-слуховые впечатления воплотились в творческой работе Г. Джавлалова, — струнном квартете с дагестанской мелодикой.
Профессиональное знание полифонических и тембро-сонорных возможностей струнного квартета дало эффект стереофонического звучания всех его трех частей. Обратившись именно к такому сложному полифоническому жанру, Г. Джавлалов сумел добиться успеха. В декабре 1982 г. на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов в Москве квартет Г. Джавлалова был удостоен Почетного диплома. Это был первый успех молодого музыканта и первый важный этап в начале композиторской деятельности.
Богатый и разнонациональный тематизм дагестанской музыки получил творческое воплощение и в Симфонии № 1 — дипломном проекте Г. Джавлалова. В разгар работы над первой симфонией в Махачкале проходил ХIII-й Молодежный пленум Союза композиторов Дагестана. На пленуме были исполнены его «Соната для скрипки и фортепиано» и «Квартет».
Позже соната прозвучала на выездном секретариате Союза композиторов РСФСР в Нальчике. За годы учебы в консерватории композитором были освоены серьезные и сложные (с точки зрения тематического развития, драматургии, композиции и т.п.) музыкальные жанры — симфония, квартет, скрипичная соната. Разноплановое воплощение народных интонаций, переплетающихся с авторским тематизмом, слышится и в «Кубачинской сюите», и в «Пасторали» для камерного оркестра, и в пьесах для оркестра народных инструментов, в сонате для скрипки и фортепиано.
По окончании консерватории Г. Джавлалов переехал в Махачкалу. Его многогранное творчество было связано с методической работой в Министерстве культуры Дагестана, активным участием в работе Союза композиторов РД, деятельностью музыкального редактора на Дагестанском радио, работой в эстрадном ансамбле ГТРК «Дагестан», а также с общественной и педагогической работой. В 1986 г. Г. Джавлалов был принят в Союз композиторов СССР.
Профессиональное знание и владение оркестровым письмом аккумулировали творческое кредо композитора вокруг жанров симфонической и эстрадно-симфонической музыки: симфония № 2 (1987), Вариации для кларнета с оркестром (1990), Мелодия для флейты с оркестром (1998), Размышления для дудука с оркестром (2003), сюита для камерного оркестра (1990), пьесы для эстрадного ансамбля «Токката» для симфонического оркестра, прозвучавшая в концертной программе на юбилейном пленуме Союза композиторов Дагестана (к 50-летию Союза композиторов Дагестана) в 2006 г., убеждает в динамичном тематизме сочинения, свежем колорите оркестровых тембров, передающих современный облик композиторского стиля.
Очень интересны и оригинальны с точки зрения тематизма и фортепианной техники его вариации для фортепиано, прелюдии для фортепиано, основанные на использовании дагестанского мелоса в джазовом преломлении. Результатом сотрудничества с оркестром народных инструментов стал Концерт для театра и оркестра народных инструментов (1992), работа с эстрадным оркестром Гостелерадио под управлением И. Воронина обогатила опыт Джавлалова-аранжировщика. Это способствовало созданию джазовых композиций для оркестра.
В настоящее время композитор занимается педагогической деятельностью — передает свое мастерство и навыки ученикам, создает оригинальные эстрадные композиции и поэтически-проникновенные фортепианные миниатюры.
Целеустремленный путь музыканта с широкой амплитудой творческих исканий — от увлеченного сочинения рок-музыки и эстрадных пьес до воплощения ярко национальной музыкальной образности — выстроил некую мозаичность творческого почерка Г. Джавлалова, музыканта, требовательного к себе, стремящегося к саморазвитию и совершенствованию.