От искусства Зирихгерана до златокузнецов
_ Жизнь и научная деятельность российского учёного-кавказоведа, искусствоведа, археолога и историка, доктора искусствоведения, кандидата исторических наук, заслуженного деятеля науки РД, заслуженного деятеля искусств РД, главного научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН Мисрихана Маммаевича Маммаева (на снимке) тесно связана с его малой родиной – селением Кубачи.
Родился Мисрихан в семье известного мастера-ювелира. В их доме сейчас устроен семейный музей. Такие музеи есть у всех известных кубачинских мастеров. Музей семьи Мисрихана Маммаевича один из лучших в селе. Это среда, в которой воспитывался и рос будущий учёный.
В 1945 году Мисрихан поступил в Кубачинскую среднюю общеобразовательную школу. Тогда же он прошёл кубачинскую школу мастерства. Параллельно с учёбой в школе в 1953–1954 годах он обучался ювелирному искусству сначала у своего отца, а потом у известного мастера, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, заслуженного деятеля искусств ДАССР, Г. Г. Чабкаева.
В 1955–1957 годах он работал мастером Кубачинского художественного комбината «Художник». Молодой мастер-художник показал, что он достойный продолжатель дела своего отца и кубачинского искусства. В 1956 году, в возрасте 19 лет «За участие в создании высокохудожественных изделий из серебра» он был награждён Почётной грамотой Дагестанского обкома ВЛКСМ. Это было показателем того, что Мисрихан выработал в себе черту характера – доводить всё, к чему он прикасался, до совершенства. В 1957 году он поступил на исторический факультет Дагестанского государственного университета и в 1962 году с отличием окончил его. За годы учёбы он активно участвовал в археологических экспедициях, руководимых В. Г. и
В. М. Котовичами, выполнял студенческую научную работу под руководством замечательных учёных и педагогов Р. М. Магомедова и В. П. Дзагуровой.
После окончания университета Мисрихан Маммаев был направлен на работу в Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР (ныне Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН), где он работает и сейчас и по совместительству выполняет обязанности ведущего специалиста в Республиканском Доме народного творчества Министерства культуры РД.
Мисрихан Маммаевич в 1971 году в Институте археологии АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Ремесло Дагестана албано-сарматского и раннесредневекового времени», в 1992 году в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова – диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения. Причём диссертация была представлена на специализированный совет МГУ по искусствоведению в виде опубликованной монографии «Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление». Работа эта первая докторская диссертация по истории искусства Дагестана. Она же является первой докторской диссертацией по декоративно-прикладному искусству Северного Кавказа.
Мисрихан Маммаевич Маммаев – учёный с широким диапазоном научных интересов. Его статьи по искусству и этнографии вошли в энциклопедические справочники России и зарубежных стран.
Научные интересы Мисрихана Маммаевича Маммаева – древнее и средневековое искусство, история и археология древнего и средневекового Кавказа. По этим проблемам в России и за рубежом им издано более 250 работ, в том числе 9 фундаментальных монографий.
Монография «Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление» является фундаментальным исследованием, посвящённым истории декоративно-прикладного искусства Дагестана с древнейших времен (5-е–4-е тыс. до н. э.) до XV–XVI веков н. э. В ней подробно освещена история развития декоративно-прикладного искусства Дагестана за тот период, выясняются истоки современных народных художественных промыслов – художественной обработки металла, гончарного дела, резьбы по камню и дереву, художественной обработке кости. Декоративно-прикладное искусство Дагестана, уходящее своими корнями в глубь тысячелетий и развивающееся в тесном контакте и взаимодействии с искусством сопредельных народов Кавказа и соседних областей, рассматривается как одна из важнейших частей национального культурного наследия.
В разделе «Исламское искусство Дагестана: формирование и характерные черты» коллективной монографии «Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление» (соавторы А. Р. Шихсаидов, М. С. Гаджиев и др.) М. М. Маммаев подробно осветил вопросы проникновения в средневековый Дагестан арабо-мусульманской культуры и выяснил её роль в формировании исламского искусства Дагестана. Он показал характерные особенности средневекового исламского искусства Дагестана – широкое использование в декоративных целях позднекуфического арабского письма и растительного орнамента, включение в архитектурный декор изобразительных сюжетов и др.
В информационно-справочном пособии «Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство Дагестана» учёный уделил много внимания истории кубачинского искусства. На основании изучения памятников кубачинского художественного бронзового литья, камнерезного и чеканного искусства, лучших образцов оружейного и ювелирного дела он подробно изложил историю искусства Кубачи от древнейших времен до современности. В монографии «Зирихгеран – Кубачи: очерки по истории и культуре» исследуются узловые проблемы древней и средневековой истории и культуры одного из ранних государственных образований Дагестана – Зирихгерана и его центра Кубачи, сыгравших важную роль в экономической, политической и культурной жизни Северо-Восточного Кавказа. В ней раскрываются вопросы, касающиеся общественного строя, идеологических представлений, искусства и культуры жителей Зирихгерана – Кубачи периода средневековья. Подробно исследуется проблема происхождения кубачинцев и истоков их художественной культуры в отечественной и зарубежной историографии XVIII–ХХ веков.
Книгу-альбом «Златокузнец Гаджи-Бахмуд Магомедов» М. М. Маммаев посвятил характеристике жизненного и творческого пути крупнейшего мастера-универсала, ювелира и оружейника, народного художника РСФСР и заслуженного деятеля искусств ДАССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Гаджи-Бахмуда Магомедова из селения Кубачи. В этой работе прослежен рост профессионального мастерства художника, показано его участие во многих отечественных и зарубежных выставках, проанализированы художественные достоинства его основных произведений ювелирного дела и оружейного производства.
В монографии «Художественный металл Западного Дагестана VIII–X вв. (зооморфные пряжки)» (соавтор О. М. Давудов) проводится сравнительно-типологический анализ и классификация бронзовых зооморфных пряжек VIII–X веков. из Западного Дагестана, определяются художественно-стилистические особенности их сюжетных композиций, выясняются вопросы, касающиеся генезиса пряжек и семантики зооморфных изображений.
В капитальной монографии «Искусство Зирихгерана – Кубачи XIII–XV вв. и его место в системе художественных культур Востока и Запада» глубоко и обстоятельно, в контексте мировой художественной культуры, освещаются вопросы развития архитектуры и различных отраслей художественного ремесла средневекового Кубачи – металлообработки, резьбы по камню и дереву. Подробно рассмотрены различные композиции, сюжеты и образы, а также различные орнаментальные мотивы кубачинского искусства. Определено место искусства Зирихгерана – Кубачи в системе художественных культур Востока и Запада.
Написанная на высоком научном уровне монография М. М. Маммаева вносит весомый вклад в дагестанское искусствознание и в отечественную науку в целом.
В многочисленных статьях, опубликованных М. М. Маммаевым, нашли освещение вопросы общественного строя, производственной деятельности, идеологических представлений, культуры и искусства населения Дагестана в древности, в эпоху средневековья, в новое и новейшее время. В них автор совершенствовал и развил принципы научной периодизации истории искусства Дагестана, а также методы датировки произведений средневекового искусства на основе их сравнительно-типологического анализа. К числу важных разработок автора, представляющих новое направление в искусствоведческих исследованиях, относится методология изучения проблемы формирования этнической специфики искусства малочисленного этноса в процессе его развития.
Мисрихан Маммаевич Маммаев – учёный с широким диапазоном научных интересов. Его статьи по искусству и этнографии вошли в энциклопедические справочники России и зарубежных стран.