X
08:37 25.11.2022

От искусства Зирихгерана до златокузнецов

Магомед Гасанов, зав.кафедрой истории Дагестана ДГПУ, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ и РД Омар Давудов, главный научный сотрудник Института ИАЭ ДФИЦ РАН, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ и РД
Выпуск - 2022 №№ 310-311
104

_ Жизнь и научная деятельность российского учёного-кавказоведа, искусствоведа, археолога и историка, доктора искусствоведения, кандидата исторических наук, заслуженного деятеля науки РД, заслуженного деятеля искусств РД, главного научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН Мисрихана Маммаевича Маммаева (на снимке) тесно связана с его малой родиной – селением Кубачи.

Родился Мисрихан в семье известного мастера-ювелира. В их доме сейчас устроен семейный музей. Такие музеи есть у всех известных кубачинских мастеров. Музей семьи Мисрихана Маммаевича один из лучших в селе. Это среда, в которой воспитывался и рос будущий учёный.

В 1945 году Мисрихан поступил в Кубачинскую среднюю общеобразовательную школу. Тогда же он прошёл кубачинскую школу мастерства. Параллельно с учёбой в школе в 1953–1954 годах он обучался ювелирному искусству сначала у своего отца, а потом у известного мастера, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, заслуженного деятеля искусств ДАССР, Г. Г. Чабкаева.

В 1955–1957 годах он работал мастером Кубачинского художественного комбината «Художник». Молодой мастер-художник показал, что он достойный продолжатель дела своего отца и кубачинского искусства. В 1956 году, в возрасте 19 лет «За участие в создании высокохудожественных изделий из серебра» он был награждён Почётной грамотой Дагестанского обкома ВЛКСМ. Это было показателем того, что Мисрихан выработал в себе черту характера – доводить всё, к чему он прикасался, до совершенства. В 1957 году он поступил на исторический факультет Дагестанского государственного университета и в 1962 году с отличием окончил его. За годы учёбы он активно участвовал в археологических экспедициях, руководимых В. Г. и
В. М. Котовичами, выполнял студенческую научную работу под руководством замечательных учёных и педагогов Р. М. Магомедова и В. П. Дзагуровой.

После окончания университета Мисрихан Маммаев был направлен на работу в Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР (ныне Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН), где он работает и сейчас и по совместительству выполняет обязанности ведущего специалиста в Республиканском Доме народного творчества Министерства культуры РД.

Мисрихан Маммаевич в 1971 году в Институте археологии АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Ремесло Дагестана албано-сарматского и раннесредневекового времени», в 1992 году в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова – диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения. Причём диссертация была представлена на специализированный совет МГУ по искусствоведению в виде опубликованной монографии «Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление». Работа эта первая докторская диссертация по истории искусства Дагестана. Она же является первой докторской диссертацией по декоративно-прикладному искусству Северного Кавказа.

Мисрихан Маммаевич Маммаев – учёный с широким диапазоном научных интересов. Его статьи по искусству и этнографии вошли в энциклопедические справочники России и зарубежных стран.

Научные интересы Мисрихана Маммаевича Маммаева – древнее и средневековое искусство, история и археология древнего и средневекового Кавказа. По этим проблемам в России и за рубежом им издано более 250 работ, в том числе 9 фундаментальных монографий.

Монография «Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление» является фундаментальным исследованием, посвящённым истории декоративно-прикладного искусства Дагестана с древнейших времен (5-е–4-е тыс. до н. э.) до XV–XVI веков н. э. В ней подробно освещена история развития декоративно-прикладного искусства Дагестана за тот период, выясняются истоки современных народных художественных промыслов – художественной обработки металла, гончарного дела, резьбы по камню и дереву, художественной обработке кости. Декоративно-прикладное искусство Дагестана, уходящее своими корнями в глубь тысячелетий и развивающееся в тесном контакте и взаимодействии с искусством сопредельных народов Кавказа и соседних областей, рассматривается как одна из важнейших частей национального культурного наследия.

В разделе «Исламское искусство Дагестана: формирование и характерные черты» коллективной монографии «Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление» (соавторы А. Р. Шихсаидов, М. С. Гаджиев и др.) М. М. Маммаев подробно осветил вопросы проникновения в средневековый Дагестан арабо-мусульманской культуры и выяснил её роль в формировании исламского искусства Дагестана. Он показал характерные особенности средневекового исламского искусства Дагестана – широкое использование в декоративных целях позднекуфического арабского письма и растительного орнамента, включение в архитектурный декор изобразительных сюжетов и др.

В информационно-справочном пособии «Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство Дагестана» учёный уделил много внимания истории кубачинского искусства. На основании изучения памятников кубачинского художественного бронзового литья, камнерезного и чеканного искусства, лучших образцов оружейного и ювелирного дела он подробно изложил историю искусства Кубачи от древнейших времен до современности. В монографии «Зирихгеран – Кубачи: очерки по истории и культуре» исследуются узловые проблемы древней и средневековой истории и культуры одного из ранних государственных образований Дагестана – Зирихгерана и его центра Кубачи, сыгравших важную роль в экономической, политической и культурной жизни Северо-Восточного Кавказа. В ней раскрываются вопросы, касающиеся общественного строя, идеологических представлений, искусства и культуры жителей Зирихгерана – Кубачи периода средневековья. Подробно исследуется проблема происхождения кубачинцев и истоков их художественной культуры в отечественной и зарубежной историографии XVIII–ХХ веков.

Книгу-альбом «Златокузнец Гаджи-Бахмуд Магомедов» М. М. Маммаев посвятил характеристике жизненного и творческого пути крупнейшего мастера-универсала, ювелира и оружейника, народного художника РСФСР и заслуженного деятеля искусств ДАССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Гаджи-Бахмуда Магомедова из селения Кубачи. В этой работе прослежен рост профессионального мастерства художника, показано его участие во многих отечественных и зарубежных выставках, проанализированы художественные достоинства его основных произведений ювелирного дела и оружейного производства.

В монографии «Художественный металл Западного Дагестана VIII–X вв. (зооморфные пряжки)» (соавтор О. М. Давудов) проводится сравнительно-типологический анализ и классификация бронзовых зооморфных пряжек VIII–X веков. из Западного Дагестана, определяются художественно-стилистические особенности их сюжетных композиций, выясняются вопросы, касающиеся генезиса пряжек и семантики зооморфных изображений.

В капитальной монографии «Искусство Зирихгерана – Кубачи XIII–XV вв. и его место в системе художественных культур Востока и Запада» глубоко и обстоятельно, в контексте мировой художественной культуры, освещаются вопросы развития архитектуры и различных отраслей художественного ремесла средневекового Кубачи – металлообработки, резьбы по камню и дереву. Подробно рассмотрены различные композиции, сюжеты и образы, а также различные орнаментальные мотивы кубачинского искусства. Определено место искусства Зирихгерана – Кубачи в системе художественных культур Востока и Запада.

Написанная на высоком научном уровне монография М. М. Маммаева вносит весомый вклад в дагестанское искусствознание и в отечественную науку в целом.

В многочисленных статьях, опубликованных М. М. Маммаевым, нашли освещение вопросы общественного строя, производственной деятельности, идеологических представлений, культуры и искусства населения Дагестана в древности, в эпоху средневековья, в новое и новейшее время. В них автор совершенствовал и развил принципы научной периодизации истории искусства Дагестана, а также методы датировки произведений средневекового искусства на основе их сравнительно-типологического анализа. К числу важных разработок автора, представляющих новое направление в искусствоведческих исследованиях, относится методология изучения проблемы формирования этнической специфики искусства малочисленного этноса в процессе его развития.

Мисрихан Маммаевич Маммаев – учёный с широким диапазоном научных интересов. Его статьи по искусству и этнографии вошли в энциклопедические справочники России и зарубежных стран.

Статьи из «Культура»

Срез времени

3
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

190
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

7
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

6
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

226
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

27
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...