X
08:16 21.03.2025

От костров до зелёных ростков

Праздник этот многоликий, вмещающий в себя огромное число символов и названий, но суть Навруза (в пер. с древнеперсидского – «Новый день») остается одинаковой на протяжении нескольких тысячелетий: единство Природы и Человека.

Колоритное событие, зани­мающее особое место в культуре человеческой цивилизации, приходится на дни весеннего равноденствия 21–22 марта. Раньше в честь обрядового праздника устраивали богатые застолья, шоу канатоходцев, конкурсы, песни и пляски. Как отмечают его в Дагестане сейчас – в нашем материале.

Песни, очищение и украшение

Лезгины нарекли его «Яран Сувар», табасаранцы – «Эбелцан», «Эверчин», агулы – «Хидин Iуш» («Весенняя ночь»), лакцы – «Интнил хьхьу» («Ночь весны»), кумыки – «Гъазза новруз», «Шатман-байрам», аварцы – «Их чIараб къо» («День весны»), ногайцы – «Шатман байрам», азербайджанцы – «Новруз», рутульцы – «Эр», цахуры – «Юхханинйегъ», даргинцы – «ХIебла берхIи» («Весенний день»), таты – «Шегьмевасал» («Весеннее пламя»).

Несмотря на разницу в названиях, этот праздник у народов Дагестана, а также во всех странах, где его отмечают, символизирует начало весны, пробуждение природы, смену времен года. С 2009 года он внесен ЮНЕСКО в репрезентативный список нематериального культурного наследия, а с 23 февраля 2010 года Генассамблея ООН приняла резолюцию, в которой признала 21 марта Международным днём Навруз.

– В Дагестане, как и в других регионах, где отмечают Навруз, праздник имеет свои уникальные особенности, связанные с местными обычаями и традициями. Это неотъемлемая часть нашего культурного наследия. Он отражает культурные и природные аспекты жизни людей, символизирует возрождение и обновление природы, начало нового сельскохозяйственного цикла и имеет глубокие исторические корни, – отмечает Марита Мугадова, замминистра культуры РД – директор Республиканского дома народного творчества, специалисты которого много лет работают над сохранением и популяризацией нематериального культурного наследия нашей республики. – На протяжении долгого времени мы демонстрировали многогранность праздника на сцене, на открытых театральных площадках, на главной площади республики. Но пришли к выводу, что Навруз необходимо отмечать в селах – там, где он зародился, где формировались его традиции. Это будет способствовать укреплению местной идентичности и сохранению уникальных обычаев.

Праздник, убеждена Марита Велихановна, объединяет народы и напоминает о важности сохранения нашего культурного многообразия и передачи будущим поколениям. Он один из самых древних в Дагестане, корни его уходят в VII век до нашей эры, и до сих пор праздник занимает особое место в жизни горцев. Хотя современные дагестанцы уже не поклоняются огню и солнцу, как их предки, но традиции сохранились в почти неизменном виде. В день весеннего равноденствия здесь по-прежнему жгут костры, провожая зиму и встречая весну, украшают жилища, готовятся к народным гуляниям, звучат старинные песни, а воздух наполняется ароматами праздничных угощений.

Дочка весны

«Новруз-байрам» – общена­родный, знаменательный и самый красивый праздник азербайджанцев. Дагестанские азербайджанцы традиционно придерживаются всех канонов проведения его ритуалов. Специально к этому дню на больших блюдах проращивают зерно – «семена». Яркие зеленые ростки пшеницы или ячменя символизируют пробуждение земли, начало новой жизни.

В ритуал также входят детское колядование и гадания девушек. Символом праздника является ветка, называемая «шах табаг» или «бег-даг», украшенная платками, сладостями. Главная героиня представления – дочка весны, или Бахар-гызы – поёт песню, в которой славятся весна и начало календарного года. Не менее колоритными персонажами обряда являются шуты, ряженые Коса и Кечал. У одного из них голова должна быть совершенно лысой, а другой обязательно держит в руке большой деревянный половник. В их внешности, как и в выступлениях, много элементов клоунады. Ашуги и народные певцы «ханенде» исполняют песни, организуют свойственные Наврузу игрища, канатоходцы демонстрируют свое искусство, пехлеваны меряются силой, на площадях разыгрываются спектакли.

Приход весны – «Эбелцан»

«Эбелцан – старинный народный праздник табасаранцев. По традиции, в этот день дети с веселыми песнями и поздравлениями ходят к соседям, получают различные угощения, сладости, крашеные яйца.

Главный символ – девушка-весна с проросшей пшеницей в руках, которая олицетворяет пробуждение новой жизни. Застолье с кавказским размахом – ещё одна традиция праздника. Кульминацией считается торжественное разжигание костра, через который разрешено прыгать. По поверью, огонь оставляет в прошлом всё плохое и негативное. Не обходится праздник и без спортивных состязаний по национальным видам спорта, сопровождается обрядовыми песнями и танцами, выступлениями ряженых.

«Хидин уш» и агульская коррида

Когда на горе Хадар, возвышающейся над селом Тпиг, начинает таять снег и появляются первые проталины, агулы знают: пришла весна, а с ней и время праздника «Хидин уш». Ежегодно 16 марта этот день знаменует начало нового сельскохозяйственного года – после «Хидин уш» можно приступать к весенним полевым работам.

С утра площадь Тпига заполняется молодежью, звучат музыка, смех и песни. Для взрослых устраивают традиционные забавы – своеобразную агульскую корриду, состязания в беге, метании камня, перетягивании каната. Люди посещают родственников и соседей, в первую очередь пожилых. На стол подают традиционную кашу из муки и творога – куча-муссу. Её выкладывают на большое блюдо, посыпанное жареным толокном, поливают маслом, медом или урбечем.

«Хидин уш» считается благоприятным временем для сватовства. В этот день традиционно сватали невест. А к просватанным приходили с поздравлениями и подарками в присутствии всей родни. Неотъемлемая часть праздника – большой костер, разжигаемый с наступлением сумерек.

Словом, Навруз-байрам означает утверждение жизни в гармонии с природой, осознание неразрывной связи между созидательным трудом и природными циклами обновления и заботливое и уважительное отношение к природным источникам жизни. В дни Навруза люди стремятся простить друг другу обиды, жить в мире и согласии, объединяясь ради общих благородных целей.

С праздником! С новой Весной!

Статьи из «Культура»

Как Ибрагимхалил встретился с Джабраилом

9
Писатель Ибрагимхалил Курбаналиев прожил 95 лет....

Вернисаж под дагестанским небом

9
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Как актер Моргунов на баране катался

7
В 60-70-х годах Евгений Моргунов вместе с Георгием...

Самый острый ум Аварии

25
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

16
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

12
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

11
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

12
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

42
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

70
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

16
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...