X
08:16 21.03.2025

От костров до зелёных ростков

Праздник этот многоликий, вмещающий в себя огромное число символов и названий, но суть Навруза (в пер. с древнеперсидского – «Новый день») остается одинаковой на протяжении нескольких тысячелетий: единство Природы и Человека.

Колоритное событие, зани­мающее особое место в культуре человеческой цивилизации, приходится на дни весеннего равноденствия 21–22 марта. Раньше в честь обрядового праздника устраивали богатые застолья, шоу канатоходцев, конкурсы, песни и пляски. Как отмечают его в Дагестане сейчас – в нашем материале.

Песни, очищение и украшение

Лезгины нарекли его «Яран Сувар», табасаранцы – «Эбелцан», «Эверчин», агулы – «Хидин Iуш» («Весенняя ночь»), лакцы – «Интнил хьхьу» («Ночь весны»), кумыки – «Гъазза новруз», «Шатман-байрам», аварцы – «Их чIараб къо» («День весны»), ногайцы – «Шатман байрам», азербайджанцы – «Новруз», рутульцы – «Эр», цахуры – «Юхханинйегъ», даргинцы – «ХIебла берхIи» («Весенний день»), таты – «Шегьмевасал» («Весеннее пламя»).

Несмотря на разницу в названиях, этот праздник у народов Дагестана, а также во всех странах, где его отмечают, символизирует начало весны, пробуждение природы, смену времен года. С 2009 года он внесен ЮНЕСКО в репрезентативный список нематериального культурного наследия, а с 23 февраля 2010 года Генассамблея ООН приняла резолюцию, в которой признала 21 марта Международным днём Навруз.

– В Дагестане, как и в других регионах, где отмечают Навруз, праздник имеет свои уникальные особенности, связанные с местными обычаями и традициями. Это неотъемлемая часть нашего культурного наследия. Он отражает культурные и природные аспекты жизни людей, символизирует возрождение и обновление природы, начало нового сельскохозяйственного цикла и имеет глубокие исторические корни, – отмечает Марита Мугадова, замминистра культуры РД – директор Республиканского дома народного творчества, специалисты которого много лет работают над сохранением и популяризацией нематериального культурного наследия нашей республики. – На протяжении долгого времени мы демонстрировали многогранность праздника на сцене, на открытых театральных площадках, на главной площади республики. Но пришли к выводу, что Навруз необходимо отмечать в селах – там, где он зародился, где формировались его традиции. Это будет способствовать укреплению местной идентичности и сохранению уникальных обычаев.

Праздник, убеждена Марита Велихановна, объединяет народы и напоминает о важности сохранения нашего культурного многообразия и передачи будущим поколениям. Он один из самых древних в Дагестане, корни его уходят в VII век до нашей эры, и до сих пор праздник занимает особое место в жизни горцев. Хотя современные дагестанцы уже не поклоняются огню и солнцу, как их предки, но традиции сохранились в почти неизменном виде. В день весеннего равноденствия здесь по-прежнему жгут костры, провожая зиму и встречая весну, украшают жилища, готовятся к народным гуляниям, звучат старинные песни, а воздух наполняется ароматами праздничных угощений.

Дочка весны

«Новруз-байрам» – общена­родный, знаменательный и самый красивый праздник азербайджанцев. Дагестанские азербайджанцы традиционно придерживаются всех канонов проведения его ритуалов. Специально к этому дню на больших блюдах проращивают зерно – «семена». Яркие зеленые ростки пшеницы или ячменя символизируют пробуждение земли, начало новой жизни.

В ритуал также входят детское колядование и гадания девушек. Символом праздника является ветка, называемая «шах табаг» или «бег-даг», украшенная платками, сладостями. Главная героиня представления – дочка весны, или Бахар-гызы – поёт песню, в которой славятся весна и начало календарного года. Не менее колоритными персонажами обряда являются шуты, ряженые Коса и Кечал. У одного из них голова должна быть совершенно лысой, а другой обязательно держит в руке большой деревянный половник. В их внешности, как и в выступлениях, много элементов клоунады. Ашуги и народные певцы «ханенде» исполняют песни, организуют свойственные Наврузу игрища, канатоходцы демонстрируют свое искусство, пехлеваны меряются силой, на площадях разыгрываются спектакли.

Приход весны – «Эбелцан»

«Эбелцан – старинный народный праздник табасаранцев. По традиции, в этот день дети с веселыми песнями и поздравлениями ходят к соседям, получают различные угощения, сладости, крашеные яйца.

Главный символ – девушка-весна с проросшей пшеницей в руках, которая олицетворяет пробуждение новой жизни. Застолье с кавказским размахом – ещё одна традиция праздника. Кульминацией считается торжественное разжигание костра, через который разрешено прыгать. По поверью, огонь оставляет в прошлом всё плохое и негативное. Не обходится праздник и без спортивных состязаний по национальным видам спорта, сопровождается обрядовыми песнями и танцами, выступлениями ряженых.

«Хидин уш» и агульская коррида

Когда на горе Хадар, возвышающейся над селом Тпиг, начинает таять снег и появляются первые проталины, агулы знают: пришла весна, а с ней и время праздника «Хидин уш». Ежегодно 16 марта этот день знаменует начало нового сельскохозяйственного года – после «Хидин уш» можно приступать к весенним полевым работам.

С утра площадь Тпига заполняется молодежью, звучат музыка, смех и песни. Для взрослых устраивают традиционные забавы – своеобразную агульскую корриду, состязания в беге, метании камня, перетягивании каната. Люди посещают родственников и соседей, в первую очередь пожилых. На стол подают традиционную кашу из муки и творога – куча-муссу. Её выкладывают на большое блюдо, посыпанное жареным толокном, поливают маслом, медом или урбечем.

«Хидин уш» считается благоприятным временем для сватовства. В этот день традиционно сватали невест. А к просватанным приходили с поздравлениями и подарками в присутствии всей родни. Неотъемлемая часть праздника – большой костер, разжигаемый с наступлением сумерек.

Словом, Навруз-байрам означает утверждение жизни в гармонии с природой, осознание неразрывной связи между созидательным трудом и природными циклами обновления и заботливое и уважительное отношение к природным источникам жизни. В дни Навруза люди стремятся простить друг другу обиды, жить в мире и согласии, объединяясь ради общих благородных целей.

С праздником! С новой Весной!

Статьи из «Культура»

Поэтические старожилы

45
Дагестан – страна поэтов, и потому найти героев публикации к Всемирному дню поэзии не...

Метод Жюгжды, или Как ожила сказка

20
Дагестанские кукольники сделали себе подарок –...

Этнические мотивы в украшениях

40
Литьё, ковка, чернение, гравировка…Переливаясь,...

Прекрасное далёко…

8
Сорок лет назад по центральному телевидению показали научно-фантастический сериал под...

«Песни сами ко мне приходят»

13
«Она исполняла песни так, что можно было заслушаться», – говорил о ней Расул Гамзатов. У этой...

Петр I и Дагестан

43
Одной из актуальных задач исторической науки является освещение взаимоотношений народов...

Как Миронов перепутал Баку с Дербентом

178
Многие считали Андрея Миронова (на снимке) баловнем...

Вода – это жизнь

16
Водные ресурсы являются одним из ценнейших полезных ископаемых, данных природой для жизни...