От лука и стрел до нагайки
Мундиры, пороховницы, знаки отличия, ружья, шашки, клинки, знамена, прошедшие войны, сохранившиеся в государственных музеях страны и в частных коллекциях, собрали во Всероссийском музее декоративного искусства (Москва) на выставке «Империя и Кавказ. Оружие, обмундирование, ратные традиции. XIX - начало XX века».
Выставка рассказывает о войнах на Кавказе и в Закавказье в XIX веке, знаменитом кавказском оружии, казачьих, национальных и регулярных воинских формированиях, располагавшихся на Кавказе, их обмундировании и вооружении, регалиях и участии в Первой мировой войне. Прежде всего эта выставка не про войну, а про взаимодействие культур, народов.
Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи представляет около сорока ценных экспонатов из залов и хранилищ. Основной акцент сделан на именные предметы: штандарт князя А.И. Барятинского, знамя наиба Хаджи-Мурада, кинжал цесаревича Великого князя Александра Николаевича, наседельные кобуры имама Шамиля…
– Впервые в таком объеме представлен Кавказ – его история и культура, имена и традиции. Благодаря подобранным экспонатам раскрываются и грани нашего Дагестана – знаменитое оружейное и ювелирное дело, подвиги и ратные дела горцев. Мы видим историю, сплотившую народы. Выставка напоминает нам нашу общую историю, – делится впечатлениями директор Национального музея Пахрудин Магомедов.
Здесь представлены экземпляры, принадлежавшие и членам царской семьи. Особое любопытство у организаторов и посетителей выставки вызвал кинжал, специально изготовленный в подарок для российского императора Александра II из собрания Национального музея РД (подробнее о нем читайте в нашей рубрике «История одного экспоната»).
Вызывает восхищение оружие известнейших мастеров, которое изготавливалось исключительно на заказ, и позволить себе подобную роскошь могли лишь состоятельные люди. Для коллекционеров и ценителей оружейного искусства выставка – большая удача, не каждый день увидишь сотни бесценных экспонатов, собранных со всей страны и зарубежья, где многие из них демонстрируются впервые. На Кавказе высоко ценилось качество клинков, секретами изготовления которых владело несколько династий мастеров. Наиболее известными среди них являются мастер Геурк Элиаров (Элиазаров), работавший в Тифлисе, Магдесий Пурунсузов (Бурунсузов), чеченский мастер Чилла и его потомки, мастер Базалай, дагестанские мастера Чаландар, Шахманай. Каждый регион Кавказа и Закавказья отличался особенностями отделки и орнаментами. Во второй половине XIX века начало развиваться отходничество.
Мастера в поисках заработка покидали дома, перебирались в крупные и богатые центры оружейного производства Кавказского края, Закавказья, Закаспийской области и городов южных губерний Российской империи. За счет смешения нескольких региональных орнаментов и техник отделки формировался новый художественный стиль. И только некоторые мастера-оружейники и ювелиры удостоились звания «Оружейник Его Императорского Величества» и получили возможность размещать государственный герб на своих изделиях.
Дагестан был представлен и в экспозиции, посвященной участию кавказских частей в Первой мировой войне. Пожалуй, наиболее известное соединение этого периода – Кавказская туземная конная дивизия, более известная как «Дикая дивизия». В ее составе было шесть полков, созданных из добровольцев: Кабардинский, 2-й Дагестанский, Татарский, Чеченский, Черкесский и Ингушский полки, имелся отряд из матросов Балтийского флота. Фотографии, предметы обмундирования и редкие образцы вооружения участников боев возвращают нас в то время.
– Моя мечта – показать на примере развития культуры производства оружия интеграцию Кавказа в Российскую империю. Ведь именно в процессе непрерывных войн началось и развивалось активное культурное взаимовлияние России и Кавказа, смешение воинских традиций, – рассказывал журналистам организатор выставки, коллекционер Алексей Гнедовский. Позже на своей странице в Фейсбуке он напишет, что благодарственное письмо от Дагестана для него многое значит и, вероятно, в скором времени Гнедовский посетит нашу республику и Национальный музей.
В нескольких залах собрана вся военная история Кавказа от времен имама Шамиля до революции 1917 года. После присоединения в 1801 г. Грузии к Российской империи на территории Кавказа и Закавказья в течение всего XIX в. велось множество кровопролитных войн. Наиболее продолжительной была Кавказская война. Сегодня свидетели тех событий хранятся за стеклянными витринами: карты военных действий, картины и фотографии, посвященные основным сражениям, вооружение, коллективные и индивидуальные награды солдат и офицеров Российской императорской армии и кавказских горцев, портреты и личные вещи знаменитых полководцев Кавказской войны – генерал-фельдмаршала князя А.И. Барятинского и имама Шамиля.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой представил на экспозиции портрет, на котором имам Шамиль изображен верхом на коне
(на снимке). «Он был написан в 1859 г. Николаем Сверчковым, русским батальным и жанровым живописцем, академиком Императорской Академии художеств, вскоре после взятия Гуниба. Заказчиком картины стал генерал-фельдмаршал Александр Барятинский, любивший творчество Сверчкова и имевший довольно значительное количество его работ. Картина находилась в кабинете Барятинского, после переместилась во дворец «Марьино», имение князей Барятинских в селе Ивановское Льговского уезда Курской губернии. Портрет находился в окружении трофеев, дипломатических даров и личных вещей фельдмаршала и имама, среди которых были его кобуры на пистолеты, седло, которые ныне хранятся в Национальном музее РД им. А.Тахо-Годи. Портрет пробыл в Марьино до 1918 г., когда был национализирован и позже передан в Махачкалу», – говорится в описании на инстаграм-странице музея.