От прошлого к настоящему
Чтение любимых произведений, встречи, знакомства, эмоциональный подъем от виртуозной игры музыканта, обычная прогулка по городу, созерцание состояний природы, воспоминания… Всё случается в жизни человека, но для кого-то происходящее быстро мелькает в настоящем и уносится в прошлое, кто-то же, а именно художник, может найти даже в, казалось бы, обыденном зацепку к неповторимому образу, который ляжет в основу новой работы. Нет точного рецепта, откуда берется образ, где черпать вдохновение. С годами художники часто открывают для себя истину: нет смысла стоять и ждать, пока муза соизволит явиться. Надо просто встать и начать делать, а вдохновение придёт в процессе работы.
Каков путь от замысла к воплощению? Опять-таки нет четкого ответа. Бывает, что сиюминутное мгновение, эмоция довольно-таки быстро воплощается в почти готовый образ, а бывает, что созданный когда-то много лет назад эскиз становится точкой отсчета нового художественного сюжета, с затаенным смыслом.
У Марата Гаджиева множество эскизов, сделанных когда-то бегло в тетрадях и альбомах, которые ждут своего часа. Часть же из них переродились в новые работы. Что в итоге получилось, поклонники художника и все желающие смогут оценить, посетив его восьмую персональную выставку «Вечерние поля», открывшуюся на днях в галерее Театра поэзии в Махачкале.
Керамические тарелки с причудливыми узорами и знакомыми строками любимых поэтов, графические полотна и даже несколько картин на холстах. Художник дал своей ретроспективе сразу два названия – «Вечерние поля» и «2240 шагов от Батырая до Капиева». Во втором скрыта основная идея новой персоналки.
«Недавно я прошел путь от места, где была «Батыраевская» мастерская, до новой, «Капиевской», и шагомер показал 2244 шага. И в голову пришла идея свести в одном пространстве работы, сделанные в разное время. Она захватила меня: грандиозное противостояние с самим собой – «тогда – сейчас», идеи, образы», – делится мастер.
Однако противостояния не случилось. Марат Гаджиев Батыраевских времен плавно перешел в Марата Гаджиева, творящего в новой мастерской. Объединяющая сила – творчество. Возникшие на «батырайке» образы и сюжеты «дозрели» на Капиева. А какие-то работы тех времен переродились и получили новую жизнь.
Марат Гаджиев художник неотделим от Марата Гаджиева журналиста и писателя. И это единство всегда прослеживается в его работах, в которых слово сливается с неповторимым художественным образом. Новая выставка в очередной раз продемонстрировала эту особенность его творческого портрета.
Наглядное тому подтверждение – серия расписного фарфора «Моя поэтическая тетрадь». При ее создании художник опирался на лирику поэтов разных времен и народов: Омарла Батырай, Муэтдин Чаринов, Бадрутдин Магомедов, Махмуд из Кахаб-Росо, Анхил Марин, Кадрия Темирбулатова, Щаза из Куркли. Серия полнится также работами, посвященными грузинскому поэту Галактиону Табидзе и армянскому Саят Нова.
«Несмотря на обширность темы, передо мной встала непростая задача найти тех, чьи стихи точно совпадают со звоном моего фарфора. Конечно, я не стал вводить весь текстовый массив в ограниченное поле тарелок. Моя задача была заложить ритм, а дальше как повела рука».
Лирика знаменитых мастеров XX века также звучит в работах художника. Так, одна из новых работ «С корабля на бал» написана по старому эскизу, навеянному Гумилевским «Жирафом». Другая работа «Беллагвардейское» покрыта геометрическими фигурами и стихами Беллы Ахмадулиной. Пронизывают новую выставку и образы, отсылающие к произведениям писателя Куприна.
Помимо работ в фарфоре, на выставке также представлены творения художника последних лет, написанные на бумаге и холсте. Одна из таких работ – триптих «Сады Хенералифе». Как делится автор в аннотации к своей новой персоналке, это самый большой по размерам и по срокам исполнения триптих, написанный тушью и акварелью на рисовой бумаге.
«История триптиха связана с фестивалем «Порт-Петровские Ассамблеи» и замечательным гитаристом Артёмом Дервоедом. Он вдохновил меня исполнением одноименной композиции Хоакина Родриго Видре «Сады Хенералифе». Эти сады – одна из главных достопримечательностей Гранады (Испания), расположены неподалеку от знаменитой старинной крепости Альгамбра», – говорит Гаджиев.
Еще одна новая работа автора – диптих «Тарки-Тау». Как признается художник, при его создании он преодолел собственное табу на холст. Предназначался диптих в качестве подарка Музею современного искусства Кипра, по приглашению которого дагестанский художник должен был весной этого года отправиться в Северный Кипр и создать серию картин. Но, увы, жизнь внесла свои коррективы, в данном случае вмешался коронавирус. Как итог, подарок для музея Кипра стал частью новой выставки художника и предстал взору дагестанцев.
Злосчастный вирус помешал не только поездке на Кипр, но и отсрочил открытие выставки «Вечерние поля», которое также должно было состояться весной этого года. К слову, во время вынужденного затворничества Марат Гаджиев подготовил новую серию работ «Карантин». В центре внимания образы мужчины и женщины. Они вместе и при этом словно разделены, расщеплены в пространстве. Так автор будто передает то состояние, когда люди находились на самоизоляции.
… Реминисценции, символы, метафоры, перешедшие на поверхность холста, гладкое поле фарфора… Очередная персональная выставка вновь показала, как многогранен в творчестве художник Марат Гаджиев. 2244 шага вместили в себя тысячи минут творческих мук и счастливые часы, когда творческий азарт накрывал мощной волной и не отпускал, пока на свет не появлялось законченное, как нельзя точно выражающее задуманный образ, творение.