От прошлого к настоящему

Чтение любимых произведений, встречи, знакомства, эмоциональный подъем от виртуозной игры музыканта, обычная прогулка по городу, созерцание состояний природы, воспоминания… Всё случается в жизни человека, но для кого-то происходящее быстро мелькает в настоящем и уносится в прошлое, кто-то же, а именно художник, может найти даже в, казалось бы, обыденном зацепку к неповторимому образу, который ляжет в основу новой работы. Нет точного рецепта, откуда берется образ, где черпать вдохновение. С годами художники часто открывают для себя истину: нет смысла стоять и ждать, пока муза соизволит явиться. Надо просто встать и начать делать, а вдохновение придёт в процессе работы.
Каков путь от замысла к воплощению? Опять-таки нет четкого ответа. Бывает, что сиюминутное мгновение, эмоция довольно-таки быстро воплощается в почти готовый образ, а бывает, что созданный когда-то много лет назад эскиз становится точкой отсчета нового художественного сюжета, с затаенным смыслом.
У Марата Гаджиева множество эскизов, сделанных когда-то бегло в тетрадях и альбомах, которые ждут своего часа. Часть же из них переродились в новые работы. Что в итоге получилось, поклонники художника и все желающие смогут оценить, посетив его восьмую персональную выставку «Вечерние поля», открывшуюся на днях в галерее Театра поэзии в Махачкале.
Керамические тарелки с причудливыми узорами и знакомыми строками любимых поэтов, графические полотна и даже несколько картин на холстах. Художник дал своей ретроспективе сразу два названия – «Вечерние поля» и «2240 шагов от Батырая до Капиева». Во втором скрыта основная идея новой персоналки.
«Недавно я прошел путь от места, где была «Батыраевская» мастерская, до новой, «Капиевской», и шагомер показал 2244 шага. И в голову пришла идея свести в одном пространстве работы, сделанные в разное время. Она захватила меня: грандиозное противостояние с самим собой – «тогда – сейчас», идеи, образы», – делится мастер.
Однако противостояния не случилось. Марат Гаджиев Батыраевских времен плавно перешел в Марата Гаджиева, творящего в новой мастерской. Объединяющая сила – творчество. Возникшие на «батырайке» образы и сюжеты «дозрели» на Капиева. А какие-то работы тех времен переродились и получили новую жизнь.
Марат Гаджиев художник неотделим от Марата Гаджиева журналиста и писателя. И это единство всегда прослеживается в его работах, в которых слово сливается с неповторимым художественным образом. Новая выставка в очередной раз продемонстрировала эту особенность его творческого портрета.
Наглядное тому подтверждение – серия расписного фарфора «Моя поэтическая тетрадь». При ее создании художник опирался на лирику поэтов разных времен и народов: Омарла Батырай, Муэтдин Чаринов, Бадрутдин Магомедов, Махмуд из Кахаб-Росо, Анхил Марин, Кадрия Темирбулатова, Щаза из Куркли. Серия полнится также работами, посвященными грузинскому поэту Галактиону Табидзе и армянскому Саят Нова.
«Несмотря на обширность темы, передо мной встала непростая задача найти тех, чьи стихи точно совпадают со звоном моего фарфора. Конечно, я не стал вводить весь текстовый массив в ограниченное поле тарелок. Моя задача была заложить ритм, а дальше как повела рука».
Лирика знаменитых мастеров XX века также звучит в работах художника. Так, одна из новых работ «С корабля на бал» написана по старому эскизу, навеянному Гумилевским «Жирафом». Другая работа «Беллагвардейское» покрыта геометрическими фигурами и стихами Беллы Ахмадулиной. Пронизывают новую выставку и образы, отсылающие к произведениям писателя Куприна.
Помимо работ в фарфоре, на выставке также представлены творения художника последних лет, написанные на бумаге и холсте. Одна из таких работ – триптих «Сады Хенералифе». Как делится автор в аннотации к своей новой персоналке, это самый большой по размерам и по срокам исполнения триптих, написанный тушью и акварелью на рисовой бумаге.
«История триптиха связана с фестивалем «Порт-Петровские Ассамблеи» и замечательным гитаристом Артёмом Дервоедом. Он вдохновил меня исполнением одноименной композиции Хоакина Родриго Видре «Сады Хенералифе». Эти сады – одна из главных достопримечательностей Гранады (Испания), расположены неподалеку от знаменитой старинной крепости Альгамбра», – говорит Гаджиев.
Еще одна новая работа автора – диптих «Тарки-Тау». Как признается художник, при его создании он преодолел собственное табу на холст. Предназначался диптих в качестве подарка Музею современного искусства Кипра, по приглашению которого дагестанский художник должен был весной этого года отправиться в Северный Кипр и создать серию картин. Но, увы, жизнь внесла свои коррективы, в данном случае вмешался коронавирус. Как итог, подарок для музея Кипра стал частью новой выставки художника и предстал взору дагестанцев.
Злосчастный вирус помешал не только поездке на Кипр, но и отсрочил открытие выставки «Вечерние поля», которое также должно было состояться весной этого года. К слову, во время вынужденного затворничества Марат Гаджиев подготовил новую серию работ «Карантин». В центре внимания образы мужчины и женщины. Они вместе и при этом словно разделены, расщеплены в пространстве. Так автор будто передает то состояние, когда люди находились на самоизоляции.
… Реминисценции, символы, метафоры, перешедшие на поверхность холста, гладкое поле фарфора… Очередная персональная выставка вновь показала, как многогранен в творчестве художник Марат Гаджиев. 2244 шага вместили в себя тысячи минут творческих мук и счастливые часы, когда творческий азарт накрывал мощной волной и не отпускал, пока на свет не появлялось законченное, как нельзя точно выражающее задуманный образ, творение.
Статьи из «Культура»
Очередная премьера

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»

Победный месяц

История Дагестана и музей
