Отделяя Азию от Европы
Когда в Махачкале становится пасмурно и уныло, нужно ехать в Дербент за уютом Востока. Здесь от всего веет теплом и добрым участием. Самой Историей тут пропитаны стены. Сюда приезжают за вечным: здесь крепость, магалы, море, шашлык и много еще чего... Гостям из всех регионов страны и зарубежным туристам с нескрываемым восторгом рассказывают о самом древнем городе России. И восточной жемчужине Дагестана действительно есть чем гордиться.
Посмотрите на город вечером – он выглядит необыкновенно праздничным в море огней, которые цепочкой тянутся от гор к берегу Каспия. Для гостей проводят экскурсию по архитектурному комплексу. Ханский дворец был построен Фет-Али-ханом, феодальным владетелем Восточного Кавказа второй половины XVIII в. Наибольшего могущества он достиг в 1780-е годы. При нём дворец превратился в резиденцию, где располагались хозяйственные постройки, административно-чиновничий аппарат. Он состоит из двух частей, стены фасада являются продолжением стен цитадели.
Первые достоверные сведения, чертежи и изображения ханского дворца относятся к 1796 году. Стилистика его характерна для дербентской архитектуры XVIII века. Это тип дворца, в котором соединились традиции дербентских градостроителей и особенности строительства подобных сооружений в Персии и других ханствах Восточного Кавказа.
Проходим мимо подземной тюрьмы, или, как её ещё называют, зиндана – уникального памятника средневековой архитектуры. Глубина – 11 метров, внутренняя площадь – 25 кв. метров. Через отверстие в камне в тюрьму проникали свет и воздух.
Армянская церковь, старинные здания, скульптуры, землянка Петра Первого… В исторических источниках говорится, что в 1722 году во время Персидского похода царь останавливался на ночлег в специально построенной для него земляной хижине из двух комнат, укрытой от летнего зноя. Петр пробыл в Дербенте три дня и отправился с войском и флотом далее, на Баку, оставив в древней крепости русский военный гарнизон.
Землянка Петра долгое время считалась своеобразной святыней. В 1848 году наместник Кавказа князь Воронцов приказал обнести хижину каменной оградой. На каменные столбы повесили якорные цепи и установили чугунную плиту с надписью: «Место первого отдохновения Петра Великого, 23.08.1722 год». Во второй половине XIX века над землянкой был сооружен монументальный павильон из каменных квадратных колонн под шатровой железной кровлей. Достопримечательность не раз посещали члены императорской семьи и многие другие известные люди. В их числе писатель Александр Дюма-отец.
И это лишь часть длинной истории, которая исчисляется тысячелетиями. Рассказывают, что раньше практически возле каждой мечети в городе были возведены хамамы, так как без омовения запрещено было появляться в божьем храме, совершать намаз и читать Коран.
Гуляя по улочкам древнего города, попадаешь в одну из реконструированных бань. В хамаме проходил предсвадебный обряд, сюда приходили мыться девушки. Невеста с подругами, родственницами, их сопровождали музыканты-женщины. Будущей хранительнице домашнего очага под ноги стелили коврик и смазывали кефиром волосы, благословляли на долгую и счастливую жизнь. Затем невесту купали, одевали, наряжали. После начиналось девичье веселье: песни, пляски, восточные сладости. А когда выводили, закрывали невесте лицо. От бани до двора дома выстраивались близкие, знакомые. Подружки поднимали над головой невесты красную ткань, чтобы девушку никто из мужского пола не увидел.
Сегодня здесь и музей, и действующий хамам Кырхлар, расположенный рядом с воротами Северной городской стены. Предположительное время возведения бани – ХVII век.
Этот город во все времена вдохновлял поэтов, художников, музыкантов. Его описывали в своих произведениях многие известные писатели. Александр Дюма, совершивший путешествие на Кавказ, писал: «И в самом деле, это был Дербент – огромная пелагическая стена, которая загораживала дорогу, простираясь от горной вершины до моря. Перед нами находились лишь массивные ворота, принадлежащие, судя по контурам, могущественной восточной архитектуре, предназначенной презирать века… Трудно найти город, который по происшествиям, в нем совершившимся, полностью соответствовал идее его возникновения. Дербент был действительно таков; это город с железными вратами, но сам он – весь, целиком, не что иное, как железные ворота; это большая стена, призванная отделять Азию от
Европы…».