Открыл читателю Дагестан
«…В общем, все было хорошо под небом Сирагинским. Росли дети, набирались знаний в школе, даже мулла послал свою дочь учиться, о чем и возвестил глашатай Оcман. Менялась вокруг жизнь, менялись люди, перестраивались аулы, расширялись дороги, и по ним проехали первые машины. Появились первое кино, первый детектор с наушниками, первое радио – «говорящая тарелка», союз безбожников, МОПР, «ворошиловский стрелок», трудодни. Заработал – получай, не заработал – нечего руку протягивать...»
Впервые с творчеством Ахмедхана Абу-Бакара я познакомилась в седьмом классе. Это была повесть «В ту ночь, готовясь умирать», посвященная 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. А еще был потрясающий день, проведенный среди личных вещей народного писателя в родном селении основоположника дагестанской кинематографии и выдающегося прозаика.
Музей расположен в Кубачинской средней школе. Каждый день сюда приходят туристы. Заведующая Зайнаб Муталимова (на снимке) работает здесь со дня открытия – с 2012 года. В коллекции музея всё, что было дорого писателю: собрание книг, его дневники, письма, рукописи, фотографии, личные вещи. Часть экспозиции – воссозданный интерьер традиционного кубачинского дома с подлинными старинными предметами быта.
Зайнаб Муталимова рассказывает, что первая книга Ахмедхана Абу-Бакара «Даргинские девушки», написанная в 1963 году, принесла молодому автору известность и признание читателей и критиков. За ней последовали «Снежные люди» (1966), «Ожерелье для моей Серминаз» (1968) и, наконец, перед нами как бы итог (неполный, конечно) десятилетней работы писателя – однотомник его повестей.
В 1971 году Ахмедхану Абу-Бакару исполнилось сорок лет, но он уже был хорошо известен в России, его книги издавались и за рубежом. За два года до этого он получил высокое звание народного писателя Дагестана.
Он открыл для русского читателя Дагестан. Благодаря его произведениям люди проникались духом Страны гор, узнавали о многовековых традициях и обычаях, знакомились со старинными промыслами, узнали о знаменитом ауле златокузнецов. И сегодня мы, читая произведения великого мастера слова, открываем новое о Дахадаевском районе.
Родился Ахмедхан Абу-Бакар в 1931 году в селении Кубачи в семье златокузнецов. Признавался, что и сам мечтал стать ювелиром, как его отец. Но было у него еще одно увлечение – книги. В 1956 году после успешного окончания Литературного института им. М. Горького молодой писатель приступил к созданию киносценария «Тучи покидают небо». Через три года по этому сценарию был снят одноименный кинофильм. Произведения Ахмедхана с удовольствием читали и любили. Писатель С. Залыгин, прочитав его повесть «Белый сайгак», отметит огромный успех Абу-Бакара: «В этой небольшой повести о браконьерах показаны две важнейшие функции: идейная, выявляющая различные миропонимания героев, и композиционная, драматизирующая сюжет. Героями «Белого сайгака» являются люди с уже сформировавшимися характерами и мироощущением. Автор не претендует на многоплановый сюжет. Писатель сосредотачивает свое внимание на одном центральном конфликте. Это острые и богатые многообразием взаимоотношения и диалоги таких героев, как Бийке, Ризван и Батый. Повесть написана оригинальным и сочным языком. Давно я не читал такие прекрасные произведения…»
В 60-х годах в московских изданиях вышли «Даргинские девушки» и «Чегери».
Любимым произведением самого писателя был рассказ «Култум» о девочке, оставшейся без отца и продолжившей его дело ювелира.
Здесь, в музее, будто должно произойти нечто волшебное, будто вот-вот откроется дверь, и войдет Ахмедхан Абу-Бакар, сядет за печатную машинку и напишет задуманную им «Золотую свирель». И каждый, кто сыграет на ней, сразу станет счастливым человеком. Но повесть он так и не написал – не успел… Его не стало в 1991 году.