X
11:11 02.08.2022

Открытие прекрасного в обыденном

Бывшая подмосковная усадьба представителей двух известных династий Вяземских и Шереметевых в Остафьево была и остается местом притяжения для многих известных писателей и поэтов. Усадьбу с легкой руки А. Пушкина называют «Русским Парнасом», и есть за что! В разные времена здесь бывали (а иные подолгу жили) И. Дмитриев, В. Жуковский, К. Батюшков, Е. Баратынский, А. Грибоедов, Д. Давыдов, А. Мицкевич и многие другие. Господский дом с классическими интерьерами, ухоженным парком, в котором можно и сейчас отдохнуть душой, послушать щебет птиц, покормить белок, увидеть, как скользят по глади пруда стаи уток, является центром русской культуры.

Прикоснуться к произведениям искусства советских и российских живописцев и графиков второй половины XX – начала XXI века дагестанцы и гости республики могут благодаря выставке «Тихое обаяние среднерусского пейзажа» (из фондового собрания Государственного музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский Парнас»), проходящей в Дагестанском музее изобразительных искусств им П. С. Гамзатовой.

Экспонируются впервые

Выставка проходит в рамках федерального проекта «Творческие люди» (нацпроект «Культура») и организован Музеем-заповедником – этнографическим комплексом «Дагестанский аул» совместно с Музеем ИЗО.

В экспозиции представлено 25 работ Б. Берендгофа, В. Карабута, А. Кривошеева, А. Лапирова, С. Линдина, Г. Малыша, В. Минаева, В. Некрасова, М. Ройтера, В. Сенатаевой, М. Соколова, В. Степаняна, В. Бычкова, В. Вышлова, Л. Зорина, О. Радунцевой, И. Рославской, А. Чаузова.

Значительная часть работ была передана музею из Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», другая часть в течение 30 лет передавалась музею в дар авторами либо их наследниками. Некоторые полотна экспонируются впервые.

– Работая в духе традиций русского лирического пейзажа, каждый из представленных художников создавал картины природы в свойственной ему творческой манере, используя авторские находки в решении композиционных задач. Но, несомненно, всех их объединяет любовь к родной природе, умение почувствовать ее состояние и передать рожденные эмоции в зрительных образах, – уверена замдиректора музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский Парнас» по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева (на снимке), с которой нам удалось побеседовать до вернисажа.

В пейзажах, по ее словам, всегда присутствует человек: он идет по пустынной улице, как на полотне В. Степаняна, или рыбачит как на акварели Б. Берендгофа, пребывание его обозначают мостик через пруд, скамейка под деревом, но даже если нет никаких видимых примет человека в написанном пейзаже, он всё равно есть. И он, пейзаж, одухотворяет – это художник, вдохнувший в картину жизнь, и зритель, всматривающийся в нее. В этот момент происходит диалог. Лирические пейзажи как эмоциональные послания художников запечатлевают в красках настроение, переживания, самобытное восприятие автором мира, выражают его интерес и привязанность к выбранному мотиву. Выраженное мастером поэтическое восприятие пейзажа передается зрителям, вызывает в душе воспоминания, ассоциации, пробуждает чуткость и восприимчивость к окружающей красоте, открывает прекрасное в обыденном.

Особая энергетика и дух

Остафьево – место необычное. Русская усадьба является уникальным феноменом в отечественной культуре, где сохранились особая энергетика и невероятный дух старины – дух нашего прошлого. Она стала общедоступной для посетителей в 1899 году как первый в России историко-литературный пушкинский музей. Затем произошли революционные события 1917 года, а далее и национализация усадьбы. Музей просуществовал до 1930 года, после был закрыт и на 60 лет выпал из культурной жизни России.

– Только благодаря общественности Остафьева в 1988 году он вновь стал музеем, филиалом Московского государственного музея А. Пушкина. С 1994 года функционирует как самостоятельный музей федерального общероссийского подчинения. Комплектование наших коллекций началось именно с этого времени, – рассказывает Елена Княжева. – 90-е годы прошлого столетия были сложными для страны. Но тем не менее нам удалось собрать неплохую коллекцию – это предметы декоративно-прикладного искусства, графические работы, произведения медальерного искусства, редкие книги и многое другое.

На территории усадьбы находились различные учреждения, были построены дачи для отдыха советской партийной элиты. Одну из таких дач, увы, не сохранившуюся до наших дней, нарисовал Л. Зорин. Она находилась в ведении наркома Вячеслава Молотова. В конце 1930-х годов он разрешил поселиться в ней немецкому послу Вернеру фон дер Шуленбургу, который жил там в летний период. Он отдал 43 года службе Германии на дипломатическом и разведывательном поприще. Шуленбург сначала создал мощную агентурную сеть на территории России и Советского Союза, а затем разочаровался в политике Адольфа Гитлера и, несмотря на страшный риск, нашел в себе силы и мужество принять участие в борьбе против фюрера, за что был расстрелян. Согласно преданию, в начале войны Шуленбург поехал вручать Гитлеру пакт о ненападении.

«Дача Шуленбурга», представленная на полотне, просуществовала до конца 1990-х годов – ветхое строение пришлось разобрать. В фондах музея сохранилось небольшое количество черно-белых снимков, но среди них нет ни фотографии дома, ни его интерьера. Потому акварельная работа Зорина ценна для историков и этнографов.

Открывая выставку, директор Дагестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова выразила благодарность сотрудникам Остафьевского музея.

– Мы рады тому, что имеем возможность прикоснуться к этим произведениям. Картины авторов, представленные здесь, на выставке, есть и в собрании нашего музея, – сказала она.

У дагестанских музеев своя история становления и развития, но между тем, как отметил статс-секретарь – замминистра культуры РД Мурад Гаджиев, они ориентируются на российские центральные музеи и стараются перенимать лучшие традиции.

Эту выставку, как подчеркнула гендиректор Музея-заповедника «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова, республика ждала давно.

– Музей Остафьево – особенный. Он является федеральным памятником архитектуры и садово-паркового искусства, всегда притягивал творчески одаренных людей – поэтов, писателей, художников. В этой усадьбе Карамзин писал «Историю государства Российского», – поделилась Зумруд Запировна.

– Представить выставочный проект в дни празднования Дня Конституции Дагестана, в Год культурного наследия народов России в многонациональной республике для нас большая честь, – призналась Елена Княжева и выразила надежду на продолжение ­сотрудничества.

Статьи из «Культура»

Сила, покоряющая вершины

183
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Шагане ты моя, Шагане!

60
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

5
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

19
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

157
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

19
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

24
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

80
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

17
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...

Высокую культуру – каждому

35
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...

Гордость консерватории

26
Большим событием в культурной жизни страны явилось 55-летие Астраханской государственной консерватории. За эти годы (она 8-я по счёту в России) ею подготовлено более...