Открывая тайны мироздания

Коран, Библия, Тора – вечные книги, открывающие тайны мироздания. О возникновении и распространении религий в Дагестане можно узнать, посетив исторический парк «Россия – моя история».
Дагестан, как и весь Кавказ, находится на одном из самых оживленных перекрестков Евразии. С древнейших времен здесь складывалась самобытная цивилизация с культурными наслоениями тюркского, иранского, славянского, еврейского, греческого миров. Дагестанские народы входили в состав Кавказской Албании, Сасанидской империи, поддерживали отношения с Византийской империей, Хазарским каганатом, Древнерусским государством, осваивали духовные ценности, опыт управления, технологические достижения ближних и дальних стран. Определенное влияние на развитие культурных традиций кавказских народов имели христианство, иудаизм и в какой-то мере зороастризм.
Если говорить об иудаизме, то сегодня существуют разные точки зрения о том, когда и при каких обстоятельствах он проник в Дагестан. Некоторые исследователи полагают, что иудаизм был принят здесь в конце VIII века татами и горскими евреями, владевшими землями Южного Дагестана и Северного Азербайджана.
По мнению других исследователей, предки татов и горских евреев являются прямыми потомками древних обитателей Азербайджана – зороастрийцев, огнепоклонников, позже перешедших в иудаизм.
Третья группа ученых считает, что иудаизм на Кавказ проник с потомками тех иудеев, которые в VI веке до н.э. были уведены в плен или рабство персидским царем Киром из рода Ахеменидов после завоевания Вавилонии и Иудеи. Они оказались потом в Персии, а далее – на Кавказе.
П. Услар сообщает, что среди дагестанских евреев существует предание, как их предки покинули Палестину еще до рождества Христова.
Четвёртая версия: в начале III века н.э. династия Сасанидов, приступившая к завоеванию соседних областей Кавказа, переселила в качестве колонистов иранские племена иудаистов из Мидии в Азербайджан и Южный Дагестан. Они хотели закрыть так называемые Албанские ворота (Дербентский проход) и тем самым обезопасить свои владения с севера.
Известный дагестанский ученый-историк Р. М. Магомедов связывает происхождение татов с просачиванием в Дагестан с севера ираноязычных племен, которые потом в период правления Сасанидов осели в разных районах Кавказа и приняли иудаизм.
Теперь касаемо христианства. В 313 году, когда христианство принял албанский царь Урнайр, оно стало государственной религией в Кавказской Албании, куда входила и значительная часть Дагестана. Наиболее ранние письменные сведения о попытках распространения христианства среди кочевников Прикаспия содержатся в «Истории армян» Фавстоса Бузанда: молодой армянский епископ Григорис представился маскутскому царю, повелителю многочисленных войск гуннов, встал перед ним и стал проповедовать христианство.
Сперва они послушались – христианство приняли несколько тысяч маскутов, в числе которых были и трое сыновей маскутского царя Санесана. Однако вскоре гунны отказались от христианства, «поймали дикого коня, привязали юного Григориса к хвосту его и пустили по полю Ватнеан, вдоль берега моря». Вместе с Григорисом была перебита вся христианская община, в том числе сыновья самого царя, не пожелавшие отречься от христианства. Место этих трагических событий, согласно письменным источникам, находится недалеко от Дербента.
В начале IV века к кочевникам Прикаспия начинают примыкать и другие христианские миссионеры. Миссия албанского епископа Картоста, состоявшая из семи священников, работала здесь 14 лет, и в 544 году религиозные тексты даже были переведены на гуннский язык. Их сменил армянский епископ Макар, прибывший в страну гуннов в 548 году и приступивший к строительству церквей из кирпича. Историк Мовсес Каганкатваци пишет, что «епископ Исраил многие страны хазар и гуннов обратил в христианство».
Во второй половине V в. албанский царь Ваче II сделал Дербент на некоторое время главным христианским оплотом Кавказской Албании в борьбе с зороастризмом. Христианство завоевало позиции на коренной хазарской территории – в низовьях Терека и Волги. Массовое же его проникновение на Северном Кавказе началось в X веке.
И, наконец, ислам. Арабские завоеватели принесли с собой свою религию – ислам. Для религиозно-правовых и обрядовых норм ислама назначались кадии. Ещё в VIII веке исламские кадии были в Дербенте, Табасаране, Кумухе, Кюре, Рича, Кайтаге. Позднее появились и в других местах. Большинство жителей Дагестана с трудом отказывались от своих прежних верований и обрядов.
Сохранились предания о сопротивлении введению новой религии в Серире, Лакзе и Кубачи. В VIII веке в Цунте, в ущелье Лавкадан, действовала церковь, христианами являлись не все дидойцы, но христианство по-прежнему оставалось государственной религией Серира и Лакза.
Дербент и Кумух постепенно становились центрами распространения ислама. Отсюда при халифате предпринимались регулярные экспедиции сторонниками борцов за веру. Насаждение ислама в Дагестане затянулось до XV века. К моменту отпадения Дагестана от халифата ислам утвердился лишь в Дербенте, на плоскости и в предгорьях к югу от него, в Табасаране, то есть на землях, где раньше утвердились феодальные порядки и были сильны связи с ранее исламизированным Восточным Закавказьем.
Статьи из «Культура»
История на кончиках пальцев

Великому подвигу посвящается!

Очередная премьера

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»
