Открывая тайны мироздания
Коран, Библия, Тора – вечные книги, открывающие тайны мироздания. О возникновении и распространении религий в Дагестане можно узнать, посетив исторический парк «Россия – моя история».
Дагестан, как и весь Кавказ, находится на одном из самых оживленных перекрестков Евразии. С древнейших времен здесь складывалась самобытная цивилизация с культурными наслоениями тюркского, иранского, славянского, еврейского, греческого миров. Дагестанские народы входили в состав Кавказской Албании, Сасанидской империи, поддерживали отношения с Византийской империей, Хазарским каганатом, Древнерусским государством, осваивали духовные ценности, опыт управления, технологические достижения ближних и дальних стран. Определенное влияние на развитие культурных традиций кавказских народов имели христианство, иудаизм и в какой-то мере зороастризм.
Если говорить об иудаизме, то сегодня существуют разные точки зрения о том, когда и при каких обстоятельствах он проник в Дагестан. Некоторые исследователи полагают, что иудаизм был принят здесь в конце VIII века татами и горскими евреями, владевшими землями Южного Дагестана и Северного Азербайджана.
По мнению других исследователей, предки татов и горских евреев являются прямыми потомками древних обитателей Азербайджана – зороастрийцев, огнепоклонников, позже перешедших в иудаизм.
Третья группа ученых считает, что иудаизм на Кавказ проник с потомками тех иудеев, которые в VI веке до н.э. были уведены в плен или рабство персидским царем Киром из рода Ахеменидов после завоевания Вавилонии и Иудеи. Они оказались потом в Персии, а далее – на Кавказе.
П. Услар сообщает, что среди дагестанских евреев существует предание, как их предки покинули Палестину еще до рождества Христова.
Четвёртая версия: в начале III века н.э. династия Сасанидов, приступившая к завоеванию соседних областей Кавказа, переселила в качестве колонистов иранские племена иудаистов из Мидии в Азербайджан и Южный Дагестан. Они хотели закрыть так называемые Албанские ворота (Дербентский проход) и тем самым обезопасить свои владения с севера.
Известный дагестанский ученый-историк Р. М. Магомедов связывает происхождение татов с просачиванием в Дагестан с севера ираноязычных племен, которые потом в период правления Сасанидов осели в разных районах Кавказа и приняли иудаизм.
Теперь касаемо христианства. В 313 году, когда христианство принял албанский царь Урнайр, оно стало государственной религией в Кавказской Албании, куда входила и значительная часть Дагестана. Наиболее ранние письменные сведения о попытках распространения христианства среди кочевников Прикаспия содержатся в «Истории армян» Фавстоса Бузанда: молодой армянский епископ Григорис представился маскутскому царю, повелителю многочисленных войск гуннов, встал перед ним и стал проповедовать христианство.
Сперва они послушались – христианство приняли несколько тысяч маскутов, в числе которых были и трое сыновей маскутского царя Санесана. Однако вскоре гунны отказались от христианства, «поймали дикого коня, привязали юного Григориса к хвосту его и пустили по полю Ватнеан, вдоль берега моря». Вместе с Григорисом была перебита вся христианская община, в том числе сыновья самого царя, не пожелавшие отречься от христианства. Место этих трагических событий, согласно письменным источникам, находится недалеко от Дербента.
В начале IV века к кочевникам Прикаспия начинают примыкать и другие христианские миссионеры. Миссия албанского епископа Картоста, состоявшая из семи священников, работала здесь 14 лет, и в 544 году религиозные тексты даже были переведены на гуннский язык. Их сменил армянский епископ Макар, прибывший в страну гуннов в 548 году и приступивший к строительству церквей из кирпича. Историк Мовсес Каганкатваци пишет, что «епископ Исраил многие страны хазар и гуннов обратил в христианство».
Во второй половине V в. албанский царь Ваче II сделал Дербент на некоторое время главным христианским оплотом Кавказской Албании в борьбе с зороастризмом. Христианство завоевало позиции на коренной хазарской территории – в низовьях Терека и Волги. Массовое же его проникновение на Северном Кавказе началось в X веке.
И, наконец, ислам. Арабские завоеватели принесли с собой свою религию – ислам. Для религиозно-правовых и обрядовых норм ислама назначались кадии. Ещё в VIII веке исламские кадии были в Дербенте, Табасаране, Кумухе, Кюре, Рича, Кайтаге. Позднее появились и в других местах. Большинство жителей Дагестана с трудом отказывались от своих прежних верований и обрядов.
Сохранились предания о сопротивлении введению новой религии в Серире, Лакзе и Кубачи. В VIII веке в Цунте, в ущелье Лавкадан, действовала церковь, христианами являлись не все дидойцы, но христианство по-прежнему оставалось государственной религией Серира и Лакза.
Дербент и Кумух постепенно становились центрами распространения ислама. Отсюда при халифате предпринимались регулярные экспедиции сторонниками борцов за веру. Насаждение ислама в Дагестане затянулось до XV века. К моменту отпадения Дагестана от халифата ислам утвердился лишь в Дербенте, на плоскости и в предгорьях к югу от него, в Табасаране, то есть на землях, где раньше утвердились феодальные порядки и были сильны связи с ранее исламизированным Восточным Закавказьем.