Отражение души писателя
В этом году исполняется 80 лет со дня смерти известного дагестанского драматурга Алим-Паши Салаватова. Он родился в июле 1902 года в селении Аксай Хасавюртовского района. Получил в 1931 году высшее образование в педагогическом институте. Являлся одним из первых талантливых мастеров в области драматического жанра. Кумык по национальности, он писал также и на русском языке.
Новатор и основоположник дагестанской драматургии действительно творил свои произведения талантливо. Свидетельством тому служит его бессмертное сочинение – пьеса «Айгази». В конце 1920-х годов его стихи нередко публиковались на страницах газет и журналов.
В 1934 году видный кумыкский театральный деятель и поэт Темирбулат Бейбулатов как-то грустно заметил, что в дагестанской литературе мало хороших пьес. Потом он добавит: «Будем надеяться, что такие пьесы в скором времени появятся». И надежды старейшего театроведа оправдались.
В 1935 году драматургом А.-П. Салаватовым такая пьеса была создана.
Писатель Эффенди Капиев поставил в один ряд «Айгази» и легенду «Хочбар». И в том и в другом произведении народные герои ведут борьбу с несправедливостью и злом. Отрицательный персонаж Нуцал-хан видит свое «счастье» в порабощении народа. Но для этого ему надо сначала сломить народного героя Хочбара. Герой хоть и погибает, но духовно не сломлен. Гибель храброго воина в огне в конечном счете является его победой.
Точно так же и в пьесе «Айгази» народные герои ведут борьбу до завершающей победы. Главное для них – увидеть свою Родину свободной и независимой. Мышление воинов дается конкретно и опирается на знакомые представления, на предметы и явления окружающего мира. Всё, что выходит за этот круг и теряет с ним образно живую, непосредственную связь, кажется чужим и враждебным.
Народный бунт, понятый как первоначальный толчок к созданию и осмыслению широкого мира, раскрывается А.-П. Салаватовым через индивидуальное представление каждого человека о «правде и смысле жизни».
Народное движение в пьесе «Айгази» выступает как бы в двух ипостасях: первое – конкретное, персонифицированное, материальное представление каждого человека о правде и смысле жизни; второе – это осмысление его общих, но еще скрытых от них связей.
Обращение к народной теме Салаватова убеждает в том, что погружение в сферу быта героев обогатило и палитру писателя, и современную ему литературу, в которую он одним из первых ввел сильного и протестующего героя. Надо заметить, что своеобразие отношений драматурга и его героев точно уловил лакский писатель Мугутдин Чаринов: «Анализируя его художественное зрение, его способы изображать мир, мы видим, что перед нами крестьянин, а не горожанин, поэт земли, а не индустрии. Ему близки и понятны леса, степи с их красками и запахами, но далеки, чужды и непонятны каменные города, фабричные здания, паровозы, телефоны и электричество… В самом авторе много от его героев: у них общий взгляд на мир. Общие переживания и, конечно, общие идеи».
В 1930-х годах многие дагестанские писатели пытались показать в своих произведениях тему всенародной борьбы. Обращались также к теме, где показан трудовой человек, который выражает решительный протест против средневековых адатов и законов.
К подобной тематике обращались такие художники пера, как аварский писатель Раджаб Динмагомаев (роман «Герои в шубах»), кумыкский поэт Багаутдин Астемиров (стихотворение «Борьба»), лакский драматург Мугутдин Чаринов (пьеса «Будущий век»), даргинский поэт и драматург Рабадан Нуров (пьеса «В когтях адата»), лезгинский поэт Алибег Фатахов (поэма «Ударник Гасан»), ногайский писатель Муса Курманалиев (стихотворение «Голос степи»), табасаранский драматург Абумуслим Джафаров (пьеса «От тьмы к свету»).
Большой вклад в этом направлении внес русский литературовед и фольклорист Александр Назаревич (книга «Сказочные самоцветы Дагестана»). Но так глубоко и насыщенно отобразить народное движение на рубеже ХIХ – ХХ века удалось разве что только Алим-Паше Салаватову. Тут уместно будет привести слова кумыкского драматурга Гамида Рустамова: «Салаватов был одним из зачинателей кумыкской драматургии. Он вышел далеко вперед за рамки общепринятых представлений о роли пьесы в деле становления и процветания театра. Благодаря пьесе «Айгази» люди увидели широкую и колоритную фигуру предводителя угнетенных масс».
Действительно, пьеса потрясла зрителей своим эмоциональным накалом и масштабностью событий в первых своих постановках в конце 1930-х годов.
И сейчас это произведение мало кого оставляет равнодушным. Пьеса «Айгази» шагает в ногу со временем и служит ярким примером того, как надо беззаветно и преданно любит свою Отчизну и свой народ. Не будем забывать о том, что начало 1930-х годов – это первые ростки зарождения реалистической литературы. Эту литературу создавали молодые писатели Дагестана, первые зачинатели Аткай Аджаматов, Эффенди Капиев, Гаджибек Гаджибеков, Алибег Фатахов, Раджаб Динмагомаев, Сайгид Абдуллаев. Но придем к определенному выводу, что без родоночальников дагестанской духовной пищи не было бы и реалистической литературы.
В 1939 году сам Алим-Паша Салаватов заметил, что без классика кумыкской поэзии Ирчи Казака вряд ли был возможен дальнейший прогресс всей кумыкской литературы. То же самое можно сказать и о других национальных направлениях дагестанской литературы.
И самое главное, что хотелось бы отметить: с изменением времени люди не изменили своего представления о пьесе «Айгази». Художественное достоинство пьесы продолжает обогащать умы дагестанского народа. Произведение несет в себе огромный заряд оптимизма и нравственной чистоты. Русский критик Александр Воронский некогда заметил, что «произведение любого писателя есть зеркальное отражение его души, и если душа чистая, то произведение становится искренним и откровенным».
Талантливый драматург, основоположник кумыкской литературы Алим-Паша Салаватов всегда жил с чистой душой, потому и произведения его предельно искренние и откровенные.
Писатель погиб смертью храбрых в 1943 году на Крымском фронте. Память о нем навсегда останется в дагестанской литературе.