X
09:26 21.06.2023

Отражение души писателя

В этом году исполняется 80 лет со дня смерти известного дагестанского драматурга Алим-Паши Салаватова. Он родился в июле 1902 года в селении Аксай Хасавюртовского района. Получил в 1931 году высшее образование в педагогическом институте. Являлся одним из первых талантливых мастеров в области драматического жанра. Кумык по национальности, он писал также и на русском языке.

Новатор и основоположник дагестанской драматургии действительно творил свои произведения талантливо. Свидетельством тому служит его бессмертное сочинение – пьеса «Айгази». В конце 1920-х годов его стихи нередко публиковались на страницах газет и журналов.

В 1934 году видный кумыкский театральный деятель и поэт Темирбулат Бейбулатов как-то грустно заметил, что в дагестанской литературе мало хороших пьес. Потом он добавит: «Будем надеяться, что такие пьесы в скором времени появятся». И надежды старейшего театроведа оправдались.

В 1935 году драматургом А.-П. Салаватовым такая пьеса была создана.

Писатель Эффенди Капиев поставил в один ряд «Айгази» и легенду «Хочбар». И в том и в другом произведении народные герои ведут борьбу с несправедливостью и злом. Отрицательный персонаж Нуцал-хан видит свое «счастье» в порабощении народа. Но для этого ему надо сначала сломить народного героя Хочбара. Герой хоть и погибает, но духовно не сломлен. Гибель храброго воина в огне в конечном счете является его победой.

Точно так же и в пьесе «Айгази» народные герои ведут борьбу до завершающей победы. Главное для них – увидеть свою Родину свободной и независимой. Мышление воинов дается конкретно и опирается на знакомые представления, на предметы и явления окружающего мира. Всё, что выходит за этот круг и теряет с ним образно живую, непосредственную связь, кажется чужим и враждебным.

Народный бунт, понятый как первоначальный толчок к созданию и осмыслению широкого мира, раскрывается А.-П. Салаватовым через индивидуальное представление каждого человека о «правде и смысле жизни».

Народное движение в пьесе «Айгази» выступает как бы в двух ипостасях: первое – конкретное, персонифицированное, материальное представление каждого человека о правде и смысле жизни; второе – это осмысление его общих, но еще скрытых от них связей.

Обращение к народной теме Салаватова убеждает в том, что погружение в сферу быта героев обогатило и палитру писателя, и современную ему литературу, в которую он одним из первых ввел сильного и протестующего героя. Надо заметить, что своеобразие отношений драматурга и его героев точно уловил лакский писатель Мугутдин Чаринов: «Анализируя его художественное зрение, его способы изображать мир, мы видим, что перед нами крестьянин, а не горожанин, поэт земли, а не индустрии. Ему близки и понятны леса, степи с их красками и запахами, но далеки, чужды и непонятны каменные города, фабричные здания, паровозы, телефоны и электричество… В самом авторе много от его героев: у них общий взгляд на мир. Общие переживания и, конечно, общие идеи».

В 1930-х годах многие дагестанские писатели пытались показать в своих произведениях тему всенародной борьбы. Обращались также к теме, где показан трудовой человек, который выражает решительный протест против средневековых адатов и законов.

К подобной тематике обращались такие художники пера, как аварский писатель Раджаб Динмагомаев (роман «Герои в шубах»), кумыкский поэт Багаутдин Астемиров (стихотворение «Борьба»), лакский драматург Мугутдин Чаринов (пьеса «Будущий век»), даргинский поэт и драматург Рабадан Нуров (пьеса «В когтях адата»), лезгинский поэт Алибег Фатахов (поэма «Ударник Гасан»), ногайский писатель Муса Курманалиев (стихотворение «Голос степи»), табасаранский драматург Абумуслим Джафаров (пьеса «От тьмы к свету»).

Большой вклад в этом направлении внес русский литературовед и фольк­лорист Александр Назаревич (книга «Сказочные самоцветы Дагестана»). Но так глубоко и насыщенно отобразить народное движение на рубеже ХIХ – ХХ века удалось разве что только Алим-Паше Салаватову. Тут уместно будет привести слова кумыкского драматурга Гамида Рустамова: «Салаватов был одним из зачинателей кумыкской драматургии. Он вышел далеко вперед за рамки общепринятых представлений о роли пьесы в деле становления и процветания театра. Благодаря пьесе «Айгази» люди увидели широкую и колоритную фигуру предводителя угнетенных масс».

Действительно, пьеса потрясла зрителей своим эмоциональным накалом и масштабностью событий в первых своих постановках в конце 1930-х годов.

И сейчас это произведение мало кого оставляет равнодушным. Пьеса «Айгази» шагает в ногу со временем и служит ярким примером того, как надо беззаветно и преданно любит свою Отчизну и свой народ. Не будем забывать о том, что начало 1930-х годов – это первые ростки зарождения реалистической литературы. Эту литературу создавали молодые писатели Дагестана, первые зачинатели Аткай Аджаматов, Эффенди Капиев, Гаджибек Гаджибеков, Алибег Фатахов, Раджаб Динмагомаев, Сайгид Абдуллаев. Но придем к определенному выводу, что без родоночальников дагестанской духовной пищи не было бы и реалистической литературы.

В 1939 году сам Алим-Паша Салаватов заметил, что без классика кумыкской поэзии Ирчи Казака вряд ли был возможен дальнейший прогресс всей кумыкской литературы. То же самое можно сказать и о других национальных направлениях дагестанской литературы.

И самое главное, что хотелось бы отметить: с изменением времени люди не изменили своего представления о пьесе «Айгази». Художественное достоинство пьесы продолжает обогащать умы дагестанского народа. Произведение несет в себе огромный заряд оптимизма и нравственной чистоты. Русский критик Александр Воронский некогда заметил, что «произведение любого писателя есть зеркальное отражение его души, и если душа чистая, то произведение становится искренним и откровенным».

Талантливый драматург, основоположник кумыкской литературы Алим-Паша Салаватов всегда жил с чистой душой, потому и произведения его предельно искренние и откровенные.

Писатель погиб смертью храбрых в 1943 году на Крымском фронте. Память о нем навсегда останется в дагестанской литературе.

Статьи из «Культура»

Неподражаемая Дженнет Далгат

0
Дженнет Далгат – первая женщина-горянка, получившая высшее музыкальное образование за...

Как Ибрагимхалил встретился с Джабраилом

11
Писатель Ибрагимхалил Курбаналиев прожил 95 лет....

Вернисаж под дагестанским небом

9
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Как актер Моргунов на баране катался

7
В 60-70-х годах Евгений Моргунов вместе с Георгием...

Самый острый ум Аварии

25
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

18
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

12
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

11
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

12
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

42
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

70
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...