Отсекая лишнее
Первую свою работу известный в Дагестане и за его пределами художник-график Магомед Даудов нарисовал обычной шариковой ручкой на тетрадном листе в детстве. Это был зайчик. Получилось недурно. С того дня уроки рисования в школе стали любимыми, и мальчик из села Гапшима Акушинского района стал планомерно входить в искусство, которому вскоре решит посвятить всю свою жизнь.
К чему привели годы учебы на худграфе Даггоспедуниверситета и многолетнего труда увидели на днях гости Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, где открылась первая персональная выставка молодого автора «Пласты времени».
В экспозиции – работы в технике печатной графики и итальянским карандашом. В основном это пейзажи горных селений, их быта, портреты жителей. Они вызывают восхищение зрителя. Столько терпения и любви к изображаемому объекту вложено в каждый графический лист. Вот пожилая горянка согнулась под тяжестью корзины камней на спине («Несущая камни»). Магомед Даудов воплотил в картине тяжелую долю женщины гор. В основе полотна – образ родной бабушки. Художник помнит из детства ее рассказы о том, как в далекие времена родной аул Гапшима рос и постепенно спускался вниз по склону. Строительным материалом служили камни из кладки стен верхних домов древней части села и крепостной стены. Носили этот строительный материал все, женщины трудились наравне с мужчинами.
Немало на выставке представлено работ, выполненных автором на пленэрных выездах в Кубачи, Амузги, Кала-Корейш, Гапшиму, Гамсутль, Хунзах, Кули, Чароду, Буцру. И на этом художник останавливаться не намерен. В планах – объездить весь Дагестан и успеть запечатлеть все, что нещадно уничтожается временем.
– Во время поездок в села, общаясь с местными жителями, погружаясь в сельский быт, соприкасаясь с древней архитектурой, я получаю творческую подпитку и черпаю вдохновение для новых работ, – делится Даудов.
Своим учителем и духовным наставником он считает Юсупа Ханмагомедова.
Мастер признается: Магомед – настоящее открытие. Из года в год его творчество совершенствуется, растет.
– Сегодня, присутствуя на выставке своего бывшего студента, я не могу не испытывать радости. Магомед – фанат своего дела, все время стремится к профессиональному росту. Это было заметно сразу, еще когда он пришел учиться к нам на факультет. Можно сказать, он жил в мастерской графикой, неустанно работая над собой, поражая всех своей въедливостью и трудолюбием. Глядя на его работы, могу смело заявить, что лучшие традиции дагестанской графики будут продолжены, благо, есть кому их передать будущим поколениям, – отмечает народный художник Дагестана Юсуп Ханмагомедов.
Говоря о замысле выставки, Магомед Даудов подчеркнул, что прежде всего хотел донести до зрителя мысль: «Наша древняя архитектура, быт горцев, природа Дагестана – это уникальный мир, погружаясь в который, наполняешься новыми силами».
К сожалению, многое из того, что запечатлено в работах художника постепенно уходит в прошлое, особенно древние строения, многие аулы превращаются в призраки.
Магомед понимает, что остановить этот процесс ему не под силу, но успеть сохранить для потомков тот Дагестан, который был оставлен нам предками, он может и потому не устает ездить по родной республике, собирая материал для будущих работ. В результате появляются величественные графические листы, в которых много тепла и восторга от любви к родному, суровому горному краю и его людям.
Оценивая работы молодого автора, искусствоведы отмечают: «В графических листах художника эпоха вне времени, вне возраста. Перед нами бесконечное наслоение эпох – вечные пейзажи, а изображенные герои – вечные мудрецы. Как археолог очищает кистью найденные артефакты, снимая лишнее, так Даудов карандашом скрупулезно очищает и отсекает ненужное, изображая вечное и незыблемое».