Отсвет алого платья
Есть воспоминания детства, которые не тускнеют, не разбиваются о твердь годов. Я училась в пятом классе, когда к нам в школу пришел новый учитель пения. Он был молодой, симпатичный и, как теперь говорят, продвинутый. В классе зазвучали песни из кинофильмов «Земля Санникова», «Иван Васильевич меняет профессию». Баян в руках учителя то уводил в степное раздолье, то грустил французским шансоном, то взрывался испанской страстью. Как все хорошее, это длилось недолго. Он пришелся не ко двору и вскоре уехал. А впечатление осталось навсегда. Оно ожило недавно, когда я узнала, что певица Патимат Кагирова возглавила благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов и сирот. На первый взгляд, - какая здесь связь. А по сути - похоже. Эти дети ведь никогда не забудут, как она поет - только для них, с ними.
Ее помощница Мадина рассказывает, как однажды она наблюдала чудо, сотворенное искусством Патимат. Среди зрителей был мальчик, который, оказывается, за семнадцать лет не произнес ни слова. Она же, не зная об этом, обратилась к нему: «Как тебя зовут, мой хороший?» Мальчик попытался выговорить свое имя. Бабушка, стоявшая рядом, едва не лишилась чувств. С сентября 2007 года, со дня открытия фонда, редкий день Кагировой проходит без поездок по интернатам и детским домам. Стоит только сказать ей, что ее ждут дети, как она отменяет все остальные дела и встречи.
В Каспийске, в центре помощи семье и детям, она появилась в ярко-алом платье. Пела для ребятишек не меньше двух часов. Вы представьте себе только — красивая, победная, в этом алом платье. Да ведь его отсвет всю жизнь будет окрашивать их воспоминания.
А в Буйнакске, куда мы приехали вместе, в интернате «Милосердие», ее встречают как свою — и сотрудники, и питомцы. Она любит посещать и «Заботу» и Казанищенский интернат — учреждения Министерства труда и социального развития, потому что здесь есть чему порадоваться. Кто-кто, а Кагирова может сравнивать. Только в последнее время она побывала в Чечне, Осетии, Ингушетии, Кабарде и Балкарии. Ведь главная цель созданного ею фонда — проведение информационно-мониторинговой работы. Проще говоря — ездить и смотреть, в каких условиях живут дети в детских домах и интернатах. С сентября прошлого года, пожалуй, не осталось ни одного социально-реабилитационного заведения, где бы ни побывали работники фонда. Они, что называется, держат руку на пульсе, дают объективную оценку тому, как выполняются провозглашаемые властью приоритеты в этой области. Со мной связалась помощница П.Кагировой, чтобы проинформировать газету обо всем увиденном в этих учреждениях. Результаты мониторинга не могут не радовать. Дагестан выгодно отличается в этом смысле от других регионов. Проблемы есть, но и меры, принимаемые Министерством труда и социального развития Дагестана, наиболее ответственны и последовательны.
А недавно приехала в редакцию и сама Патимат. Мы говорили и не могли наговориться. Первое, о чем я спросила, зачем это ей, успешной, востребованной, чей день расписан чуть ли не по минутам, окунаться в мир, полный боли, неэстетичный и ранящий? Она не стала говорить громких слов о долге. Просто рассказала немного о своем детстве в многодетной семье. И я поняла, что для нее помогать обездоленным детям такая же потребность, как петь.
Мы съездили с ней в «Милосердие». Этому интернату в Буйнакске уже немало лет. Мы воочию убедились, что реабилитационные медико-социальные мероприятия с инвалидами здесь проводятся на высоком уровне. А ведь еще совсем недавно таких возможностей у учреждения не было. Разительные перемены связаны с целенаправленной политикой Президента РД по эффективному решению проблем инвалидов. Без активной государственной поддержки невозможно совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания и внедрение современных реабилитационных технологий. Всего за год капитально отремонтировали отделение интенсивного ухода на 140 мест, прачечную. С 1990 года тянулось строительство корпуса на 100 мест. Благодаря вниманию главы республики четырехэтажное здание, выросшее на территории за 2006 год, теперь гордость «Милосердия». 10 июля прошлого года состоялось его торжественное открытие. В память об этом событии остались фотографии, которые сейчас украшают стенды. Всюду в корпусе живые цветы, радующие глаз, краски. Бесшумные лифты возносят вверх и мягко опускают вниз. В четырехместных палатах современная мебель, комфорт и уют. В каждой палате — кварцевые лампы. Это значит, что никакие бациллы не страшны. На этаже — комнаты релаксации с магнитофоном, телевизором, мягкой мебелью и картинами. Всюду ковры. Что говорить, отделение отвечает евростандартам, условия не уступают санаторным. По программе «Старшее поколение» не так давно получено оборудование для кабинетов психологической разгрузки, лечебной физкультуры, физкабинета.
В прошлом году построены здесь очистные сооружения. Таких по параметрам, всего несколько в республике. Зав.отделением Роза Каурова, терапевт Кистаман Янгиева говорят, что подопечные почувствовали себя иначе. На них очень действует обстановка. А директор интерната Магомед Битаров поделился, что после ремонта в отделении, где самые сложные, шумные больные, они стали вести себя спокойнее. С гордостью показывал он нам прачечную, баню, сушилки — загляденье.
Магомед Битаров возглавляет интернат с 2001 года. Ему есть с чем сравнивать.
— Сегодня, — говорит он, — нам не стыдно перед людьми. Созданы условия, приближающиеся к домашним, можно сказать, выполняется задача, поставленная перед нами руководством.
Не только в «Милосердии» можно видеть разительные перемены. — Когда принимал дом престарелых «Казанищенский», — рассказывает директор Измудин Асельдеров, — страшно было взглянуть. А сейчас здесь — новые корпуса, реабилитационный центр, территория благоустроена. Благодарит за внимание к нуждам интерната «Забота» Умхайбат Маликова, долгие годы работавшая его директором.
Многое в этой сфере зависит от личности руководителя. Министр труда и социального развития РД Исмаил Эфендиев, по отзывам, именно тот человек, который умеет вдохновить на новые дела и одновременно жестко проконтролировать, как выполняется порученное. Показательно в этом смысле, как просто и по-свойски он ведет себя во время своих частых визитов в учреждения.
… Дети смотрели во все глаза, как легко двигалась по сцене Патимат Кагирова. А когда зазвучал ее глубокий грудной голос, их лица осветились радостью. Это и есть оно — впечатление, которое не забудется. Как и рукопожатие министра и добрый, отеческий его взгляд.