Оживляя сказку
В Дагестанском государственном театре кукол уже более 40 лет работает Роза Имрановна Рашидова. Недавно театр выпустил новый спектакль «Маленький принц» по одноименной сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери. Сейчас, когда закончился рабочий аврал, самое время «подлатать» то, что износилось. За этим мы и застали старожила.
– Нужно подкрасить немного, – рассказывает бутафор, быстро и легко орудуя кистью, «оживляя» расцветку фруктов на подносе и закрашивая места, где краска облупилась. – Но, конечно, это не самая сложная задача, поставленная передо мной. Например, над «Маленьким принцем» всему нашему цеху пришлось основательно потрудиться! Художник из Мурманска Софья Шахновская создала потрясающие сказочные эскизы декораций, костюмов. А какие образы кукол! И вот всю эту красоту надо было «оживить», что оказалось не так-то просто. На бумаге одно, а как начнешь работать с материалом, появляется много сложностей.
Бутафора в театре любят сравнивать с волшебником: этот мастер тяжелые предметы делает «пушинками». Словно кудесник, Роза Имрановна из суперлегкого материала создает «золоченые» канделябры, «мраморные» статуи, «кованые» ворота…
Бывает, один предмет «играет» в нескольких спектаклях. Но, по признанию бутафора, нежелательно, чтобы реквизит одного спектакля был задействован в другом: зрители могут заметить. Да и портятся, изнашиваются такие предметы быстрее. Поэтому в театре стараются в каждой постановке использовать индивидуальное оформление.
Сложно поверить, но Роза Имрановна – самоучка. В прошлом, еще будучи молодой девушкой, она была солисткой ансамбля песни и танца «Дагестан». После замужества профессию пришлось сменить. Постоянные репетиции, гастроли… Муж был не в восторге от ненормированного графика. Интересы семьи для нее, выросшей в детдоме, оказались превыше всего, и женщина решила покинуть некогда любимую работу.
В начале 1980-х Роза Рашидова пришла в Театр кукол. Вначале на протяжении ряда лет работала администратором, выезжала с артистами на гастроли по городам и районам республики. А однажды заглянула к коллегам-бутафорам и, соприкоснувшись с этим особым миром закулисья, загорелась желанием попробовать себя в новой профессии.
– Не знаю почему, но когда увидела за работой девчонок, понаблюдала, как они создают будущих персонажей наших спектаклей, эти удивительные декорации, меня посетила мысль: «Я тоже так смогу». Попросила начальство дать возможность попробовать свои силы. Работы я никогда не боялась.
Спустя время она стала настоящим профессионалом своего дела.
– Профессия бутафора уникальная – у нас в республике этому мастерству в институтах специально не обучают, – говорит мастер. – В театре знания впитывались благодаря наблюдениям, а я схватывала очень хорошо. Да и старшие коллеги всегда выручали.
За годы работы в театре Роза Имрановна была свидетелем его успехов и творческих поисков.
– Всё зависит от того, насколько режиссер талантлив, – замечает собеседница. – А про работу бутафора могу сказать, что в последние годы она стала немного легче. Появляются новые материалы. К примеру, если раньше приходилось делать почти всё из папье-маше и изготовление одного объекта могло занимать неделю, то сейчас уже можно что-то сделать из того же пенопласта и значительно сократить сроки исполнения. Но всё равно каждый новый спектакль – это своего рода экзамен. Растет уровень постановок, и это, конечно же, прибавляет нам хлопот. Но знаете, когда в конце всего приходишь в зал, видишь, как созданные при твоем участии куклы, декорации живут на сцене, видишь, как радуются спектаклям наши юные зрители, понимаешь – все не зря. Довольные детки – самая большая для нас награда, – делится мастер.
Когда-то Роза Имрановна постигала профессию под началом старших коллег, а сегодня она уже сама готовит себе смену. В разные годы в цех пришли Жанна Гасанбегова, Зарида Велиханова, Умжахрат Османова. Все прошли подготовку у опытного мастера.
– Бутафор должен быть одновременно и столяром, и слесарем, и художником, и инженером, уметь работать с деревом, железом, массой других материалов… Порой, когда готовится премьера, до ночи приходится работать. Но я и мои девочки любим то, что делаем. Иначе в нашей профессии никак, – завершает нашу беседу Роза Рашидова.
Времени на долгие разговоры нет. В очереди на «прием» к театральному доктору выстроились персонажи любимых всеми спектаклей. Вот у медвежонка надо подправить ушко, а лисенку бы не помешало чуть шёрстку освежить. Зайка как-то не так лапку подворачивает, тоже надо глянуть, как помочь бедняжке. Персонажи спектаклей для Розы Имрановны как родные детки, и потому к каждому в бутафорском цехе особое, трепетное и теплое отношение.