Купить PDF-версию
20:34 | 15 октября, Ср
X
08:11 03.09.2021

Оживляя сказку

В Дагестанском государственном театре кукол уже более 40 лет работает Роза Имрановна Рашидова. Недавно театр выпустил новый спектакль «Маленький принц» по одноименной сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери. Сейчас, когда закончился рабочий аврал, самое время «подлатать» то, что износилось. За этим мы и застали старожила.

– Нужно подкрасить немного, – рассказывает бутафор, быстро и легко орудуя кистью, «оживляя» расцветку фруктов на подносе и закрашивая места, где краска облупилась. – Но, конечно, это не самая сложная задача, поставленная передо мной. Например, над «Маленьким принцем» всему нашему цеху пришлось основательно потрудиться! Художник из Мурманска Софья Шахновская создала потрясающие сказочные эскизы декораций, костюмов. А какие образы кукол! И вот всю эту красоту надо было «оживить», что оказалось не так-то просто. На бумаге одно, а как начнешь работать с материалом, появляется много сложностей.

Бутафора в театре любят сравнивать с волшебником: этот мастер тяжелые предметы делает «пушинками». Словно кудесник, Роза Имрановна из суперлегкого материала создает «золоченые» канделябры, «мраморные» статуи, «кованые» ворота…

Бывает, один предмет «играет» в нескольких спектаклях. Но, по признанию бутафора, нежелательно, чтобы реквизит одного спектакля был задействован в другом: зрители могут заметить. Да и портятся, изнашиваются такие предметы быстрее. Поэтому в театре стараются в каждой постановке использовать индивидуальное оформление.

Сложно поверить, но Роза Имрановна – самоучка. В прошлом, еще будучи молодой девушкой, она была солисткой ансамбля песни и танца «Дагестан». После замужества профессию пришлось сменить. Постоянные репетиции, гастроли… Муж был не в восторге от ненормированного графика. Интересы семьи для нее, выросшей в детдоме, оказались превыше всего, и женщина решила покинуть некогда любимую работу.

В начале 1980-х Роза Рашидова пришла в Театр кукол. Вначале на протяжении ряда лет работала администратором, выезжала с артистами на гастроли по городам и районам республики. А однажды заглянула к коллегам-бутафорам и, соприкоснувшись с этим особым миром закулисья, загорелась желанием попробовать себя в новой профессии.

– Не знаю почему, но когда увидела за работой девчонок, понаблюдала, как они создают будущих персонажей наших спектаклей, эти удивительные декорации, меня посетила мысль: «Я тоже так смогу». Попросила начальство дать возможность попробовать свои силы. Работы я никогда не боялась.

Спустя время она стала настоящим профессионалом своего дела.

– Профессия бутафора уникальная – у нас в республике этому мастерству в институтах специально не обучают, – говорит мастер. – В театре знания впитывались благодаря наблюдениям, а я схватывала очень хорошо. Да и старшие коллеги всегда выручали.

За годы работы в театре Роза Имрановна была свидетелем его успехов и творческих поисков.

– Всё зависит от того, насколько режиссер талантлив, – замечает собеседница. – А про работу бутафора могу сказать, что в последние годы она стала немного легче. Появляются новые материалы. К примеру, если раньше приходилось делать почти всё из папье-маше и изготовление одного объекта могло занимать неделю, то сейчас уже можно что-то сделать из того же пенопласта и значительно сократить сроки исполнения. Но всё равно каждый новый спектакль – это своего рода экзамен. Растет уровень постановок, и это, конечно же, прибавляет нам хлопот. Но знаете, когда в конце всего приходишь в зал, видишь, как созданные при твоем участии куклы, декорации живут на сцене, видишь, как радуются спектаклям наши юные зрители, понимаешь – все не зря. Довольные детки – самая большая для нас награда, – делится мастер.

Когда-то Роза Имрановна постигала профессию под началом старших коллег, а сегодня она уже сама готовит себе смену. В разные годы в цех пришли Жанна Гасанбегова, Зарида Велиханова, Умжахрат Османова. Все прошли подготовку у опытного мастера.

– Бутафор должен быть одновременно и столяром, и слесарем, и художником, и инженером, уметь работать с деревом, железом, массой других материалов… Порой, когда готовится премьера, до ночи приходится работать. Но я и мои девочки любим то, что делаем. Иначе в нашей профессии никак, – завершает нашу беседу Роза Рашидова.

Времени на долгие разговоры нет. В очереди на «прием» к театральному доктору выстроились персонажи любимых всеми спектаклей. Вот у медвежонка надо подправить ушко, а лисенку бы не помешало чуть шёрстку освежить. Зайка как-то не так лапку подворачивает, тоже надо глянуть, как помочь бедняжке. Персонажи спектаклей для Розы Имрановны как родные детки, и потому к каждому в бутафорском цехе особое, трепетное и теплое отношение.

Похожие

Сказка, ожившая на сцене

11
Дагестанские кукольники подарили маленьким зрителям и их родителям особенную премьеру –...

Вырастить думающую личность

6
Под сводами уютного зала Театра кукол на днях царила особая атмосфера: здесь состоялись...

Покорили сердца петербуржцев

24
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

Метод Жюгжды, или Как ожила сказка

53
Дагестанские кукольники сделали себе подарок –...

Когда искусство вне политики

32
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Статьи из «Театры»

Светлый мир добра

3
В читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки...

Актер должен быть «всеядным»

8
«Он актер от бога» – так отзываются о нем коллеги. И зрители ему верят: какую бы роль он ни...

Культурный обмен продолжится

9
С 2014 года Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры...

Диалог народов и культур

16
Воссоздание единого культурного пространства страны с целью познакомить жителей самых...

Армянская классика на дагестанской сцене

62
Обычная бытовая ссора из-за пустяка может...

Новые векторы творческого развития

17
Директор Русского театра им. М. Горького Тимур...

Новый взгляд на классику

22
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

Детские «почему» и сказочные истории

12
Почему у слона такой длинный хобот? Откуда у жирафа...

«Речемузыка» зазвучала в театрах Дагестана

85
Как спортсменам необходимы регулярные...

Театр поэзии: другой Твардовский

18
Год 80-летия Великой Победы продолжается, а значит,...

Ожерелье для любимой

19
Коллектив Даргинского театра представил яркую премьеру, основанную на повести народного...