X

Память рода

Алексей Петров, инженер-строитель / Фото обложки книги предоставлено автором
Выпуск - 2024 № 46
165

За последние три года я с женой приезжал в Дагестан три раза. Понравилось очень, именно поэтому после первой поездки случилась вторая, а за ней и третья. Но я хотел бы рассказать не о красотах Дагестана, об этом и без меня постоянно рассказывают гости республики.

Я не очень часто пишу, нет привычки, да и не мое это. Но недавно решил сесть к компьютеру и изложить свои впечатления о книге Жемилат Ибрагимовой «Цветок колючки», которую я купил во время третьей поездки с одной только целью — убить время между очередной поездкой в Дербент и трехдневным отдыхом в глэмпинге Старый Сивух.

Я не большой знаток литературы, поэтому ни о стиле, ни о языке автора говорить не буду, поскольку я типичный технарь, и в этом абсолютно не разбираюсь. Скажу о другом. И начну издалека. Очень коротко расскажу об истории своей семьи. Наверное, настоящие рецензии так не пишутся, но я не знаю, как надо, поэтому пишу, как могу.

Семью моего прапрадеда раскулачили на Ставрополье в 20-е годы. Отобрали дом (дед рассказывал мне, что в нем потом открыли школу) и принадлежащий семье маленький лимонадный заводик. При этом никого не репрессировали — прапрадед умер за год до экспроприации, а прапрабабку вскоре после этого загрызли собаки, когда она шла из соседней деревни, выменяв продукты на какие-то вещи. С детьми же (моим прадедом и его братьями и сестрами) поступили по-доброму — просто выгнали на мороз и сказали, что они могут идти, куда захотят.

Я, собственно, и купил «Цветок колючки» потому, что в аннотации было написано, что в повести «Узы» рассказывается о том, как проходило раскулачивание в одном из сел Дагестана. Я понимал, что не в одной моей семье «больная» история раскулачивания передается из поколения в поколение, но читать раньше таких историй не приходилось.

Честно говоря, не пожалел, что купил эту книгу, благодаря ей я лучше стал понимать Дагестан и его людей. Помню, хозяин одного из гостевых домов повел нас с женой на экскурсию по родному селу. При этом выяснилось, что примерно треть жителей села — его родственники. Мы, помню, сильно удивились, но потом оказалось, что к своему роду он причисляет не только родных и двоюродных братьев и сестер, но и всех троюродных и даже четвероюродных родственников, а также их жен, мужей, родителей этих самых жен и мужей, братьев и сестер этих родителей. Для меня лично родовая цепочка обрывается на двоюродных братьях и сестрах, поэтому такое отношение к своему роду, своим корням удивило очень сильно. Оказалось, что в Дагестане это явление практически повсеместное. Люди всячески поддерживают родственные связи и тщательно сохраняют истории своих родов. И при этом многие родовые истории аккумулируют память семи–восьми, а то и десяти поколений.

Именно поэтому повесть «Узы» могла быть написана только в Дагестане, где и через сто лет помнят имена и дела не только самых близких родственников, но и всех тех, кого этими родственниками считают. За примерами далеко ходить не приходится. Первая часть повести написана от лица бабушки, которая не успела рассказать внучке о своей нелегкой жизни. Но возникает ощущение, что бабушка жива и по сей день — сидит в окружении многочисленной родни и рассказывает многочисленным внукам о делах минувших. Все потому, что ее дочь – мать автора бережно хранит в памяти все воспоминания рода, доставшиеся ей в наследство. И передает их своим детям, чтобы те, в свою очередь, продолжили эстафету и сохранили память о предках, живших много лет назад. И в этом, по-моему, главная сила Дагестана, республики, в которой сохраняется родовая память.

Мне кажется, я понимаю, почему автор написал эту печальную повесть. Дело в том, что «больные» семейные истории никуда не уходят. Чем старше я становлюсь, тем чаще в памяти возникает картина раскулачивания моей семьи — дети, уходящие в никуда по глубокому снегу. По существу, для меня это родовая травма, избавиться от которой нельзя. Единственный способ — «похоронить» тяжелые семейные истории в кабинете психотерапевта. Или выплеснуть их на бумагу, как сделала Жемилат Ибрагимова в попытке избавиться от фантомных болей прошлого. А заодно напомнила ныне живущим потомкам сельских «экспроприаторов», что годы — ничто, и ничего не забыто. «Выходя за водой к обеду следующего дня, я замерла в нескольких шагах от своей калитки…. Передо мной шла женщина в платке моей сестры Рейхан, подаренном ей к свадьбе старшей невесткой. «РеIа-а-н!» — прошипела я охрипшим от плача голосом. Ко мне повернулась Эйша — жена одного из сельских коммунистов. Поняв, в чем дело, и постыдившись этого, Эйша убежала в сторону своего дома и скрылась за окрашенной в синий цвет калиткой…. Сколько отцовских коров и лошадей перепало именно этому дому, мне неизвестно. Знала лишь, что в колхоз попало некоторое количество, а остальные головы между собой распределили те, кто в этой жизни умело справлялись лишь с одним делом — направлять винтовки в спину».

Кстати, в связи с этим эпизодом у меня возник вопрос, ответа на который у меня нет. В Старом Сивухе мне рассказали, что в сороковые годы их село переселили в Чечню, в село, жителей которого незадолго до этого отправили в ссылку в Казахстан. При этом все имущество сивухцы по распоряжению властей оставили в своих домах. И его очень оперативно прибрали к рукам жители соседнего селения. Сами же сивухцы, когда чеченцам наконец разрешили вернуться в Дагестан, передали им все их оставленные вещи, не только мебель, но даже вилки, ложки. На мой вопрос почему, мне ответили, что жить по нормам ислама и при этом претендовать на чужое категорически нельзя.

После этого рассказа я много думаю над тем, почему тогда так легко поделили чужое имущество в селении Кули? Почему жители соседнего селения разграбили дома в Старом Сивухе? Единственный приходящий на ум ответ — в разных селах Дагестана очень сильно различался уровень веры. Которая учит, что человек, невзирая на обстоятельства, должен оставаться человеком. В следующий свой приезд в Дагестан обязательно поговорю об этом со знающими людьми.

Я очень люблю книги, после прочтения которых у меня возникают вопросы, на которые надо искать ответы. «Цветок колючки» из их числа. И вопрос об уровне веры в разных селах — далеко не единственный. Что ж, буду искать ответы, которые, уверен, откроют для меня новый Дагестан.

Статьи из «Газета «Горцы»»

Ревизия

20
Первое утро заслуженного отпуска Ивана Николаевича, одного из ведущих сотрудников...

Новая дербентская история

21
В Дербенте прошла Межрегиональная мастерская АСПИР (Ассоциация союзов писателей и...

Героиня минувших дней

33
Умукюрсюн Мантаева родилась в селении Эндирей Хасавюртовского района в известной...

Однажды на сенокосе

9
Мой отец всю свою жизнь, не считая военные годы, работал старшим чабаном колхозных отар. В то...