В сопровождении известного в республике краеведа, директора Дылымского муниципального многопрофильного лицея, заслуженного учителя школы республики Магомедапанди Дадаева я отправился в путь. Не терпелось познакомиться с музейными экспонатами и с создателем самого музея.
Высокогорный аул Гертма взобрался на более чем две тысячи метров над уровнем моря. Местные жители занимаются в основном картофелеводством и животноводством. В селе нас уже ждал директор историко-краеведческого музея Магомед Дадаев.
— Выходит так. Сам я и создатель, и собиратель, и учетчик, и директор, — пожимает нам руки Магомед Минбулатович. – Нет, я не историк, я преподавателем математики всю жизнь в родной школе работал. Впрочем, все посетители, а их за эти годы было более пятнадцати тысяч, думают, что я историк. Любовь и стремление к собиранию предметов старины мне привила моя мать Загидат. Образованная была женщина. Да и отец мой из-за своей образованности и работы муллой в селах Гостала и Гертма в 1937 году был арестован и отправлен в лагеря как враг народа. Так что моим воспитанием и образованием занималась моя мама. Она хорошо знала и историю нашего села, и про сельские тухумы многое рассказывала мне. Незаметно и я увлекся. И с 1964 года собрал более 3,5 тысячи экспонатов.
Глаза, как говорят, разбегались от множества и разнообразия экспонатов сельского историко-краеведческого музея. На самом видном месте висят черные пиджаки с множеством орденов и медалей на лацканах.
— Этот пиджак принадлежал участнику Великой Отечественной войны и Парада Победы в Москве, ныне уже покойному нашему односельчанину Магомеду Абдулаеву. Воевал он с фашистами на разных фронтах с самого начала и до ноября 1945 года. Единственный человек в нашем районе, награжденный двумя орденами Красной Звезды, — поясняет Магомед Минбулатович. – А вот этот второй пиджак принадлежит тоже нашему односельчанину Магомедали Мирзаханову. В блокадном Ленинграде он был бойцом аэродромного обслуживания. Редким, скажу я вам, явлением было в то время, чтобы солдат возвращался с фронта с медалью «За отвагу». Это, считай, высшая солдатская медаль.
— Здесь собран самый богатый материал про жителей района, участвовавших в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны, — включается в беседу Магомедапанди Дадаев. – На основе собранных в этом музее материалов создана Книга памяти. Более двух тысяч человек ушло на войну из сел Казбековского района, а вернулось с фронта только 934 человека. Вот и хранит музей память о тех, кто не вернулся. Святое дело.
Из рассказа краеведа я узнал, что первые поселения в этих местах появились еще в раннем средневековье, а самому селу Гертма около четырехсот лет. В музее хранятся изделия, найденные в селе времен доисламского периода с изображением крестов. Значит, здесь исповедовали христианство.
— Вот это ковровое изделие с красивым орнаментом и с крестом в центре наши женщины клали на плечи под кувшин с водой. Обычай сохранился и после христианства, но на изделиях позднего периода крестов уже нет. Исповедовать ислам мы стали примерно триста-четыреста лет тому назад. Точно пока не знаю, — признается Магомед Минбулатович.
Долго беседовали мы с основателем и хранителем музейных реликвий. К нему приходят самые разные люди. И не только из сел района. Побывали здесь и крупные чиновники. Только вот помощи музею Магомеда Дадаева никто до сих пор не оказывал. А поддержка ему очень бы пригодилась.