Парадоксы Исмаилова
Соприкасаясь с художественным миром, осознаёшь, что работы мастера только тогда понятны и притягательны, когда флюиды, исходящие от его творений, достигают цели. И ты словно попадаешь в плен близких и понятных ассоциаций, связанных с чувствами, одолевающими душу и сердце.
Истоки
Знакомясь с творчеством Исмаила Исмаилова, при кажущейся сюжетной схожести с работами его коллег, а речь идет о привычных горных пейзажах, крестьянском быте, даешься диву самобытности мастера. Он сумел в обыденном увидеть то, что подвластно не каждому, а лишь личности размышляющей. Природа такой личности – вечная тяга разглядеть в себе и в окружающем нечто, что может изменить мир людей, обезумевших от агрессии, противостояния, ожесточения.
Всему недоброму художник старается противопоставить бытие, отстраненное от политизированного мира страстей, достигая душевного умиротворения вдали от суеты шумных городов. Здесь человека окружает вечное, где, озирая окрест невиданную высоту гор, растворяющихся в пенных облаках, он осознает, что каждое сказанное слово несет в себе особый смысл – глубокий, философский.
Пленэр для мастера – возможность прикоснуться к древним символам большого горского дома, не допускающего случайных людей до исконного, наполненного архаикой, той музейной экспозицией природы, к которой проявляют интерес туристы, поражаясь нынешним носителям древних культур, не изменяющих себе в мире искушений большого света. Аборигенам по сердцу замкнутость образа жизни, они находят удовольствие даже в одиночестве в некогда густонаселенных аулах.
«Искусство не может быть хаотичным, но обязательно должно быть эмоциональным, живым, отображающим реальный мир прошлого, настоящего и будущего», – говорит Исмаил. Ученик известного мастера, профессора Мусаева, напоминает о том, что нет ничего случайного в творчестве. И вспоминает дядю, творческого человека, маму-медика, ткавшую прекрасные сумахи на станке прямо в квартире, будоража воображение сына таинственным мастерством, заставляя наслаждаться замысловатыми линиями необыкновенных узоров, сюжетных коллизий.
Мальчик уже не мыслил себя вне творчества. Художественное училище им. Джемала, оформительское отделение; художественно-графический факультет, отделение живописи ДГПУ… Мусаев для него и ныне источник того, что зовется творческим вдохновением, возможностью подпитаться от большой академической школы.
Его величество Дагестан
Исмаил творит в классической манере, используя различную технику. Масло, печатная графика… Целостная и гармоничная коллекция работ хорошо известна в профессиональной среде его коллег. Он не пытается быть модным, следовать западным «ляпам» на холсте, выдаваемым за художественную эксцентричность, не гонится за конъюнктурой. Но вызывает уважение глубиной, поразительным чутьем времени, которое изображает.
Сюжетные образы, развивая пространственное мышление, позволяют ему разнообразить палитру многослойных красок, дополняющих характер народа, отображая исконную природу человеческих характеров. Светотень, перспектива, композиция… Органичность создает необходимую сюжетную образность, ощущение необыкновенной правдоподобности, возникающей оттого, что художник работает с натурой, с арт-объектами прошлого.
Его манит география образов. Исмаил объездил весь Дагестан, и каждый раз это новые впечатления, новые образы. Каждый его персонаж выписан с любовью, максимальной приближенностью к исторической действительности, привязанности к древней архитектуре.
Гамма теплых цветовых решений настраивает зрителя на душевный лад, рождая в душе воспоминания о далеком детстве, когда приезд в село к родным – сказочный, необычный день. Это горские сакли, дворик, в котором вяжет джурабы бабушка. Исмаилов замечает, что философия жизни, простого труда, ремесла и есть та спасительная соломинка, что убережет мир от разрушения. Мастер старается передать настроение эпохи, сохраняющей исторические раритеты, прослеживая, как меняется психологический портрет людей.
Тема одиночества занимает особое место в его творчестве. С одной стороны, казалось бы, горы обособляют человека в желании остаться отшельником, наедине с самим собой на земле, где могилы предков, которые ты не в праве оставить. С другой — пробуждается желание продлить то прекрасное время, когда жизнь в опустевших теперь сёлах кипела и люди, радостно переговариваясь, трудились на земле, женились, рожали детей. Ведь ныне, несмотря на то, что в горах люди остались, не покидает ощущение уходящей натуры, пустеющих гор, где даже жилища, в которых всё ещё теплится жизнь, уже ветшают на глазах.
– Горы пробуждают желание жить. И люди, спешно покидающие их, могут лишиться главного стимула – совершенствовать человеческую природу, бороться со стрессами, помогать окружающим, развивать внутреннюю дисциплину, – размышляет Исмаил. – Горы – это уникальное место, которое дает человеку гораздо больше, чем просто природу. Они помогают глубже заглянуть внутрь себя, подталкивая к поиску себя, развеивая чувство одиночества, пустоты, мотивации к уединению.
Его герои – сильные люди, для которых желание сажать сады на террасах не давно забытая затея предков, а возможность испытать на себе тот запал, что позволял работать на земле, получая обильные урожаи, словно полученные от Всевышнего в благодарность за трудолюбие.
Трансформации искусства
Художник работает в техниках, позволяющих ему достигать не только достоверности в образах, но и в цветовой гамме — то яркой, то сгущенной, создающей традиционный фон крестьянского быта, образа жизни горцев. Он трепетно относится к дагестанским промыслам и, путешествуя по горам, старается заполучить необходимую информацию о секретах мастерства, магическом влиянии природы на настроение человека, меняющей его судьбу, приносящей удачу и счастье.
Часто бывая в родных Ахтах, он трепетно передает настроение родного края, с любовью пишет портреты земляков – живые, не надуманные, настоящие, да такие, что кажется — они вот-вот заговорят.
И всё же Исмаилов предпочитает печатную графику, одну из самых сложных техник, основывающуюся на искусстве рисунка, обладающую собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Этой технике свойственны тщательность объемно-пространственного построения, интерес к повествованию. Специфика графических техник и приемов, живописность и бархатистость офорта создают светотеневые переходы, гибкую пространственность, максимальную приближенность к природе вещей. Мастер считает, что трансформации в искусстве необходимы, и если художник меняется, меняется и его сознание, а его картины приобретают философскую форму и содержание.
Исмаил Исмаилов – участник выставок различного уровня. Он посещает кубачинское биеннале, проводит мастер-классы, готовится к персональной выставке. Несколько лет работал ассистентом, старшим преподавателем кафедры рисунка художественно-графического факультета ДГПУ. И уже его старшая дочь – студентка художественного училища, сын проявляет способности к художественному творчеству, прекрасно лепит, у него хорошо развита моторика. «Гены», – улыбается Исмаил.