Переломный момент
После череды комедий, представленных артистами Даргинского театра в начале года, на этот раз на его сцене состоялся показ драматического спектакля «Насилие» по пьесе драматурга Рабадана Нурова. Показ был приурочен к 135-летию со дня рождения автора пьесы, основоположника даргинской советской литературы.
В фойе театра руководителем даргинской секции отдела краеведческой и национальной литературы Нацбиблиотеки РД им. Р. Гамзатова Салимат Гаджиевой была организована содержательная книжная выставка, посвященная нашему талантливому поэту и драматургу, революционеру, общественному и государственному деятелю.
До начала спектакля перед зрителями выступили режиссер-постановщик – художественный руководитель театра Мустафа Ибрагимов, народный писатель РД, прозаик и драматург Касумбек Миграбов, народная поэтесса РД, публицист и переводчик Аминат Абдулманапова и другие. В числе гостей был и правнук драматурга Мурад Курбанмагомедов. Он рассказал о жизни и трагической судьбе прадеда, репрессированного и погибшего в ГУЛАГе в 1942 году. Спустя 16 лет военная коллегия Верховного Суда СССР пересмотрела дело Рабадана Нурова, и он был полностью реабилитирован (посмертно). Позже был награждён орденом Красного Знамени.
Гости юбилейного мероприятия еще долго вспоминали талантливого драматурга. Как мы писали выше, его пьеса легла в основу драмы «Насилие». Главные роли разлученных влюбленных Мусы и Айшат в спектакле исполнили народный артист РД Мухтар Нухов и артистка театра Хузаймат Ибрагимова. Также в постановке задействованы заслуженный артист РФ Нариман Алиев, заслуженные артисты РД Магомедшамиль Шамилов, Магомедрасул Магомедрасулов, Гасанкади Рабаданов, Абдулла Ризванов, Рашидат Исмаилова, Аминат Дациева, артисты театра Абдусамад Алиев, Нурбаганд Идрисов, Загидат Мусаева, Минатулла Гусенов, Басират Абдуллаева, Рахмет Бахмудов, Зарина Азизова, Ислам Гасанов, Амирбек Батиров и другие.
Постановка была создана в 1972 году, восстановлена в 2014-м. А через три года режиссер и коллектив театра за эту работу были удостоены дипломов жюри международного фестиваля «Южная сцена» в г. Нальчике. Работа композитора также отмечена дипломом «Лучшее музыкальное оформление». Музыка народного артиста РФ Ширвани Чалаева, декорации в исполнении народного художника РД Ибрагимхалила Супьянова и, конечно же, талантливая игра артистов на сцене под руководством режиссера не оставили зрителей равнодушными. В оформлении декораций четко прослеживалась смена исторических эпох. Спектакль не перегружен сценографически – художник свободно работает с пространством, трансформируя его в городскую площадь, богатый дом жениха, мрачный кабинет представителей новой власти и т. д.
Сама пьеса была написана Нуровым в 30-е годы прошлого столетия. В ней отражены быт и устройство предреволюционного Дагестана в переломный момент, когда на смену власти беев и ханов приходит пролетариат. А на фоне этой масштабной исторической панорамы проходит жизнь отдельно взятых людей, чувства которых как раз находятся в центре повествования.
Будучи активным борцом за установление советской власти в Дагестане, Рабадан Нуров отражает в своих произведениях исторические события, порицает пороки власть имущих. Взяв за основу идею «Грозы» Александра Островского, драматург перенес действие в Цудахар. Сельские имамы заключали браки между нелюбимыми, а порой и незнакомыми друг с другом людьми. Неторопливо текла их жизнь, заключавшаяся в земледелии, домашних хлопотах и воспитании детей. Автор пьесы заглянул в самую глубь этой обыденности и вытащил наружу целый пласт пороков: алчность и зависть, коварство и наглость, жестокость и равнодушие…
Красной нитью проходит здесь тема насилия над личностью, желающей быть свободной хотя бы при выборе своей судьбы. Этой личностью стала Айшат, которая не покорилась угодному родителям выгодному браку, не дрогнула перед напором привыкших к подчинению представителей духовенства и сохранила верность своему возлюбленному.
Она не хочет считаться с подавляющими волю адатами села и, несмотря на всеобщее непонимание, остается непоколебимой. Ее чувства по-настоящему искренние, Айшат верна им до конца. Страдания сильной духом героини Хузаймат Ибрагимова сумела пропустить через себя и блестяще передать на сцене. Айшат и Муса обретают свободу, но они не вместе, хотя автор видел их судьбы иначе – герои должны были воссоединиться после долгой разлуки и пережитых испытаний. Мустафа Абдиевич же отошел от оригинала, в результате история получилась с печальным концом. Зритель ждал воссоединения главных героев, однако режиссер выбрал другой исход. И сделал это, желая показать, как власть разлагает чистые чувства.
Многим спектакль запал в душу благодаря сюжету и богатому музыкальному оформлению, умело подобранному актерскому составу. Постановка наполнена прекрасной музыкой, мощным звучанием традиционных музыкальных инструментов, оживающих в руках артистов и усиливающих эмоциональное воздействие.