Певец Кавказа
Князя Григория Гагарина все его современники называли русским Леонардо да Винчи. А все потому, что аристократ был отмечен многими талантами и проявил себя во множестве сфер – от дипломатии до археологии и архитектуры. И, точно как Леонардо, история назвала Гагарина художником.
Князь иллюстрировал Пушкина и Соллогуба, писал портреты и жанровые картины, расписывал Сионский собор в Тифлисе, выстроенные им самим храмы. И все же главным делом его жизни стали сцены, пейзажи, нравы и костюмы Кавказа.
В эти дни Дагестанский музей-заповедник на своих интернет-платформах познакомит дагестанцев с онлайн-выставкой «Гагарин – певец Кавказа», рассказывающей о жизни и творчестве живописца Григория Гагарина, о культурно-историческом наследии, которое он оставил народам Кавказа.
В рамках выставочного проекта заместитель директора музея Зулейха Наметова представит картины из альбомов «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа». Ценное наследие оставил Григорий Гагарин и для Дербента. Выставка рассказывает о храме Георгия Победоносца, проект которого был разработан художником, расписаны им были и три иконы для храма. Также представлены рисунки и наброски города.
Как свела судьба знаменитого князя и Кавказ? Как и многие представители дворянской элиты, Григорий Гагарин примыкал к свободолюбивым кружкам. Когда многих его друзей сослали кого в Сибирь, кого на Кавказ, Гагарин, друживший с Михаилом Лермонтовым, отправляется вслед за ним.
Художник писал вместе с поэтом акварели, делал рисунки к лермонтовским стихам. Следуя за войском с карандашом, Гагарин нечаянно и сам угодил в военные, что, впрочем, его взглядов на Кавказскую войну не изменило:
«Чем более созерцал я восхитительную природу Кавказа, тем более его статные жители казались мне храбрыми, сметливыми и покорными, тем преступнее и ненавистнее казалось мне незаконное управление ими», – писал Гагарин.
Энциклопедии называют князя Гагарина художником-любителем. Этот ярлык он приклеил себе сам – профессия живописца не подходила аристократу. Но природа взяла свое. Везде, вспоминали его современники, в ресторане и на привале, в гостях и на прогулке, князь начинал рисовать, едва нащупывал карандаш. Так было всегда, но особенно на Кавказе: нравы, лица, костюмы, пейзажи буквально просились на холст. Точёные лица горянок, мужественная стать горцев, храбрые воины в сражении и красота национального костюма увлекали как художественная тема и манили как культурное сокровище. И если князь преуспел и в гражданской, и в военной карьере, то в любительстве он достиг поистине сияющих вершин.
Григорий Гагарин показал миру ошеломляющие пейзажи и прекрасные лица горцев и горянок, обнажил нравы и культуру народов, населяющих Кавказ, – черкесов и осетин, аварцев и чеченцев, грузин и армян, азербайджанцев и курдов, казаков… В его виртуозных рисунках и акварелях обыденное поднимается до поэтического, в них чувствуется неравнодушный, но влюблённый и уважительный взгляд. Внимательному и непредубеждённому зрителю открывается другой Кавказ – не тот, что просвечивает сквозь строки военных донесений, не стереотипный, не дикий, а самобытный, не коварный, а мужественный, не грубый, а исполненный достоинства. Кавказ с рукой, в которой нет сабли, – она протянута для рукопожатия.