X
08:14 02.02.2024

Певец родного края

Выпуск - 2024 № 15
113

Становление профессионального искусства Дагестана во всех его видах и формах связано с именами наших первых художников, музыкантов, актеров, режиссеров, хореографов Г. Гасанова, Т. Мурадова, М.-А. Джемала, А. Сарыджи, Г. Рустамова и многих других. В насыщенной планами, задачами, перспективами обстановке начала 30-х годов ХХ века, в тесной связи со своими коллегами-сподвижниками вызревало и развивалось творчество Магомеда Юнусилау (на снимке) (1907-1975), стоявшего в одном ряду с основоположниками профессионального изобразительного искусства республики.

В собраниях двух государственных музеев – Национального музея РД им. А. Тахо-­Годи и Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой хранится около 400 работ художника. Если быть более точными – это 319 произведений графики и 25 – живописи в Нацмузее и 40 произведений графики и 4 – живописи в музее ИЗО. Большую часть коллекции Национального музея составляют материалы знаменитой литературно-художественной экспедиции «Культсанштурм» по горному Дагестану зимой 1932 года в составе М. Юнусилау, М.-А. Джемала, Ю. Моллаева, поэта А. Аджаматова, писателя Р. Фатуева. К сожалению, это практически неизученная и неопубликованная область его творчества.

В процессе подготовки юбилейной ретроспективной выставки «Магомед Юнусилау. Певец родного края» мы детально изу­чили весь материал, выявили тематику, формы и жанры. Несмотря на некоторую нелинейность и «пропуски», собрание работ Юнусилау в музее дает нам в целом развернутое представление о его творчестве, времени, о зарождающемся в 1920-1930 гг. профессиональном изобразительном искусстве Дагестана, у истоков которого, повторимся, стоял и он.


«Бой под Ая-Кака»

Работа в экспедиции 1932 года носила натурный, подчас экстремальный характер: художники в условиях сложного маршрута и коротких остановок посетили более чем 15 аулов горного Дагестана, где должны были не только сиюминутно фиксировать новые изменения в горах – работу ликбезов и борьбу с неграмотностью, жизнь сельчан, работу в колхозах, но и одновременно нести в массы азы художественного образования, новых знаний и навыков. Изучая материалы экспедиции, понимаешь, в чем источник стремительного профессионального возмужания молодых художников, их ранней зрелости. Именно та экспедиция стала стартом их выдвижения в обществе как профессионалов.

В результате поездки Магомедом Юнусилау (как и Джемалом и Моллаевым) было создано очень много живого натурного материала (более 300), среди которого большую часть занимают портреты – мужские, женские, посетители ликпунктов, ликвидаторы неграмотности, красные партизаны, сельские руководители, жанровые и пейзажные этюды. В основном это карандашные наброски, эскизы, зарисовки, представляющие помимо художественного и ценный историко-культурный материал. Это неоценимый визуальный источник по истории становления новой республики и новых для горцев видов деятельности.

Экспозиция, посвящённая экспедиционной работе, состоит из следующих разделов: этюды (виды); этюды (из жизни аула); горная архитектура; посетители ликпункта; ликвидаторы-активисты; в классе; в яслях; портреты руководителей села; из жизни экспедиции 1932 г.; портреты красных партизан; женские порт­реты.

Также мы представляем работы, объединённые темами: портреты поэтов и народных певцов-сказителей; портреты дагестанцев, участников Великой Отечественной войны; поэт Махмуд из Кахабросо; исторические герои «Махач Дахадаев», «Хаджи-Мурат»; историческая жанровая, батальная живопись и графика; сатира; карикатура и шаржи; книжная иллюстрация.


«Ирчи Казак»

Известный исламский запрет на изображение живых существ в прошлом сломал не одну сотню молодых дагестанцев, которых привлекало рисование, ваяние. Кто-то сдавался, кто-то восставал, а кому-то просто повезло – их молодость и страсть к рисованию совпали по времени и месту. Многих отсеяло время, некоторые оказались настойчивыми и последовательными. Новая советская власть нуждалась в визуальной агитации и пропаганде, к которой привлекали как художников из центра, так и свои местные начинающие кадры. Они росли, показывали результат, и их направляли на учебу в Москву, Ленинград, Тбилиси, Ростов. По возвращении они много и упорно трудились, создавали работы, оформляли праздники, обучали, ездили в художественные экспедиции. Именно экспедиции начиная с 1921 года закалили их творческий дух, укрепили руку, обострили глаз. Самая громкая и продуктивная экспедиция 1932 года позволила в дальнейшем не только обогатить дагестанскую науку и музей этнографическим и художественным материалом, но и дала старт новому этапу искусства в республике.

Известный исламский запрет на изображение живых существ в прошлом сломал не одну сотню молодых дагестанцев, которых привлекало рисование, ваяние

В искусствоведческой литературе по истории ИЗО Дагестана имя Магомеда Юнусилау вписано как основоположника, одного из пионеров светского профессионального искусства. Но во многих общих публикациях его творчеству и судьбе отведено непростительно мало строк и выставочных историй.

Последняя его персональная выставка прошла в 1977 году. Творчество Юнусилау представлялось долгое время лишь несколькими произведениями живописи и графики в музейных экспозициях, вовлекалось одной-двумя работами в тематические выставки. Зрителю он не был раскрыт ни музеями, ни Союзом художников, ни искусствоведами. И вся библиография о нем также остановилась на 1970-х годах.

Задача нынешней выставки – «реабилитировать» имя художника: изучить коллекцию, сделать ее полную и подробную опись, атрибутировать портреты и неподписанные работы, систематизировать по темам и на этой основе провести анализ творчества, расширить биографию и библиографию, сформировать научный архив. И главное – широко показать творчество, показать время становления новой культуры.

Ретроспективная выставка и издание альбома станут для нас не просто очередным экспозиционным событием, а большим исследованием, которое позволит разбирать новые вопросы и перекрестные темы в творчестве Магомеда Юнусилау.

В 2027 году исполнится 120 лет со дня его рождения, и мы очень надеемся подойти к юбилею с новыми и интересными проектами.

Похожие

Секреты художественного мира

7
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Графини худграфа во всей красе…

45
В стенах Дагестанского государственного педагогического...

Краски нашей Родины

43
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

«Мир внутри меня»

28
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

Линия плюс форма

18
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Каноны и современность

47
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

101
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

«Филигранные истории» Асият Кабукаевой

67
Сюр творчества Асият Кабукаевой неотделим от...

В ожидании снега

63
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...

Статьи из «Культура»

Ихтиандр, который не испугался акул

45
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Культурная палитра огромной страны

13
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

21
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Праздник дружбы и единства

6
В минувшую субботу, в День Конституции Дагестана, главного закона, скрепившего единство...

Беззаветно служила Мельпомене

21
10 лет назад ушла из жизни народная артистка России Инесса Алимовна Курумова (на снимке). «Вся...

Неповторимый мир мастера

41
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

66
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

Музыка стала судьбой

15
Чайковский, Рахманинов, Паганини, Вивальди, Сен-Санс… В Кумыкском театре на днях вновь ожили...

А если бы не это фото?..

71
Иногда один случайный кадр меняет всё. Фотография, сделанная в нужный момент, способна не...

Исповедь перед вечностью

42
Союз Станислава Сущевского и Фаины Графченко сравним с двумя нотами одного аккорда. Он –...

Шамиль и его сын

11
Итальянские режиссеры Виктор Туржанский и Джорджо Ривалто сняли 65 лет назад эпический приключенческий фильм под названием «Казаки». В центре сюжета – имам Шамиль...

Мечта с галочкой

77
Когда десятилетняя Настя из их фильма гналась за синей галочкой в соцсетях, сестры и не...