Певец родного края
Становление профессионального искусства Дагестана во всех его видах и формах связано с именами наших первых художников, музыкантов, актеров, режиссеров, хореографов Г. Гасанова, Т. Мурадова, М.-А. Джемала, А. Сарыджи, Г. Рустамова и многих других. В насыщенной планами, задачами, перспективами обстановке начала 30-х годов ХХ века, в тесной связи со своими коллегами-сподвижниками вызревало и развивалось творчество Магомеда Юнусилау (на снимке) (1907-1975), стоявшего в одном ряду с основоположниками профессионального изобразительного искусства республики.
В собраниях двух государственных музеев – Национального музея РД им. А. Тахо-Годи и Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой хранится около 400 работ художника. Если быть более точными – это 319 произведений графики и 25 – живописи в Нацмузее и 40 произведений графики и 4 – живописи в музее ИЗО. Большую часть коллекции Национального музея составляют материалы знаменитой литературно-художественной экспедиции «Культсанштурм» по горному Дагестану зимой 1932 года в составе М. Юнусилау, М.-А. Джемала, Ю. Моллаева, поэта А. Аджаматова, писателя Р. Фатуева. К сожалению, это практически неизученная и неопубликованная область его творчества.
В процессе подготовки юбилейной ретроспективной выставки «Магомед Юнусилау. Певец родного края» мы детально изучили весь материал, выявили тематику, формы и жанры. Несмотря на некоторую нелинейность и «пропуски», собрание работ Юнусилау в музее дает нам в целом развернутое представление о его творчестве, времени, о зарождающемся в 1920-1930 гг. профессиональном изобразительном искусстве Дагестана, у истоков которого, повторимся, стоял и он.
«Бой под Ая-Кака»
Работа в экспедиции 1932 года носила натурный, подчас экстремальный характер: художники в условиях сложного маршрута и коротких остановок посетили более чем 15 аулов горного Дагестана, где должны были не только сиюминутно фиксировать новые изменения в горах – работу ликбезов и борьбу с неграмотностью, жизнь сельчан, работу в колхозах, но и одновременно нести в массы азы художественного образования, новых знаний и навыков. Изучая материалы экспедиции, понимаешь, в чем источник стремительного профессионального возмужания молодых художников, их ранней зрелости. Именно та экспедиция стала стартом их выдвижения в обществе как профессионалов.
В результате поездки Магомедом Юнусилау (как и Джемалом и Моллаевым) было создано очень много живого натурного материала (более 300), среди которого большую часть занимают портреты – мужские, женские, посетители ликпунктов, ликвидаторы неграмотности, красные партизаны, сельские руководители, жанровые и пейзажные этюды. В основном это карандашные наброски, эскизы, зарисовки, представляющие помимо художественного и ценный историко-культурный материал. Это неоценимый визуальный источник по истории становления новой республики и новых для горцев видов деятельности.
Экспозиция, посвящённая экспедиционной работе, состоит из следующих разделов: этюды (виды); этюды (из жизни аула); горная архитектура; посетители ликпункта; ликвидаторы-активисты; в классе; в яслях; портреты руководителей села; из жизни экспедиции 1932 г.; портреты красных партизан; женские портреты.
Также мы представляем работы, объединённые темами: портреты поэтов и народных певцов-сказителей; портреты дагестанцев, участников Великой Отечественной войны; поэт Махмуд из Кахабросо; исторические герои «Махач Дахадаев», «Хаджи-Мурат»; историческая жанровая, батальная живопись и графика; сатира; карикатура и шаржи; книжная иллюстрация.
«Ирчи Казак»
Известный исламский запрет на изображение живых существ в прошлом сломал не одну сотню молодых дагестанцев, которых привлекало рисование, ваяние. Кто-то сдавался, кто-то восставал, а кому-то просто повезло – их молодость и страсть к рисованию совпали по времени и месту. Многих отсеяло время, некоторые оказались настойчивыми и последовательными. Новая советская власть нуждалась в визуальной агитации и пропаганде, к которой привлекали как художников из центра, так и свои местные начинающие кадры. Они росли, показывали результат, и их направляли на учебу в Москву, Ленинград, Тбилиси, Ростов. По возвращении они много и упорно трудились, создавали работы, оформляли праздники, обучали, ездили в художественные экспедиции. Именно экспедиции начиная с 1921 года закалили их творческий дух, укрепили руку, обострили глаз. Самая громкая и продуктивная экспедиция 1932 года позволила в дальнейшем не только обогатить дагестанскую науку и музей этнографическим и художественным материалом, но и дала старт новому этапу искусства в республике.
Известный исламский запрет на изображение живых существ в прошлом сломал не одну сотню молодых дагестанцев, которых привлекало рисование, ваяние
В искусствоведческой литературе по истории ИЗО Дагестана имя Магомеда Юнусилау вписано как основоположника, одного из пионеров светского профессионального искусства. Но во многих общих публикациях его творчеству и судьбе отведено непростительно мало строк и выставочных историй.
Последняя его персональная выставка прошла в 1977 году. Творчество Юнусилау представлялось долгое время лишь несколькими произведениями живописи и графики в музейных экспозициях, вовлекалось одной-двумя работами в тематические выставки. Зрителю он не был раскрыт ни музеями, ни Союзом художников, ни искусствоведами. И вся библиография о нем также остановилась на 1970-х годах.
Задача нынешней выставки – «реабилитировать» имя художника: изучить коллекцию, сделать ее полную и подробную опись, атрибутировать портреты и неподписанные работы, систематизировать по темам и на этой основе провести анализ творчества, расширить биографию и библиографию, сформировать научный архив. И главное – широко показать творчество, показать время становления новой культуры.
Ретроспективная выставка и издание альбома станут для нас не просто очередным экспозиционным событием, а большим исследованием, которое позволит разбирать новые вопросы и перекрестные темы в творчестве Магомеда Юнусилау.
В 2027 году исполнится 120 лет со дня его рождения, и мы очень надеемся подойти к юбилею с новыми и интересными проектами.