На суд зрителей представлены более 70 работ, среди которых экспонаты из Дагестанского государственного объединённого исторического и архитектурного музея им. А.Тахо-Годи, а также авторские работы мастеров по изготовлению кукол, художников, педагогов, учащихся школ и студентов.
Основная цель выставки, по словам её куратора, кандидата искусствоведения, научного сотрудника ДГОМ Разиты Гаджихановой, — пробудить интерес к дагестанской культуре и традиционной народной кукле в этническом костюме и тем самым способствовать глубокому изучению дагестанской народной одежды, ее художественно-конструкторских достоинств и технологических приемов изготовления. К большому сожалению, почти не сохранились куклы, сделанные нашими предками, но память бабушек хранит тайны этого мастерства. Попытка возродить дагестанскую куклу ведет нас не только к поискам старинных образцов, но и к возрождению этого уникального вида народного творчества.
Каждая кукла, представленная на выставке, имеет свою историю, особенности изготовления. Так, две куклы «Балхарец» и «Балхарка» были подарены ДГОМ мастерицей К. Омалаевой в 1991 году. Чуть поодаль коллекция кукол, выполненная из пластилина, – работы художника-скульптора В. Начешникова из Пятигорска, которые музей приобрел в 1992 году. Есть здесь и коллекция стилизованных сувенирных кукол из дерева и тканей, приобретённых в 1993 году.
Кроме большой коллекции музейных экспонатов, за стеклом множество авторских работ, выполненных мастерами разных уровней, как тех, кто недавно пристрастился к этому мастерству, так и тех, кто много лет занимается этим делом и уже успел выработать свой стиль.
Вот, к примеру, работы директора Дома культуры селения Кули Аминат Османовой. Она одна из первых народных мастериц, которая наряжала куклы в традиционные костюмы народов Дагестана. Вначале это были обычные куколки, купленные в магазине и переодетые в оригинально сшитые нарядные платья даргинок, лачек, кумычек, ногаек… Затем мастерица сама стала лепить головы кукол из глины, придавая каждому лицу индивидуальность.
Дочь Аминат — Зухра Гарунова – продолжила дело матери. Ее яркие куклы-образы неповторимы. Среди них особое место занимают колоритные бабушки. Лица она также лепит из балхарской глины и каждое делает настолько натурально, что в них узнаются знакомые бабушки из горного селения, соседки-горянки, идущие с родника с кувшином на плече. Одевает кукол Зухра в костюм традиционного покроя и в цветовой гамме, присущей той или иной народности Дагестана. И украшения на её куклах – точные миниатюрные копии старинных серебряных изделий. Такое богатство – результат творческого сотрудничества с отцом – ювелиром Мусой Османовым.
Ещё одна участница выставки, которая много лет занимается изготовлением кукол, – Сакинат Исмаилова, автор проекта «Куклы в традиционных костюмах народов Дагестана», сумевшая подключить к этому делу художников, модельеров, искусствоведов и конструкторов не только Махачкалы, но и Санкт-Петербурга. Её работы, изготовленные из фарфора и одетые в традиционные костюмы, отличаются этнографической точностью, правильным подбором предметов одежды, тонким пониманием традиционных цветовых сочетаний и мастерством исполнения. Для этого ей пришлось изучать научную литературу и музейные экспонаты, ездить по селам Дагестана, общаться со старожилами, изучать содержимое многих «бабушкиных сундуков».
Участница Фатима Гаджибекова, напротив, в своих работах не стремилась точно следовать традиционным дагестанским нарядам. Взяв наиболее яркие элементы одежды каждого из народов и соединив их в неожиданных сочетаниях, она представила некие фантазийные образы, глядя на которые невольно видишь аналогию с изображениями буддистских богов.
Педагоги Центра дополнительного образования детей и Детской школы искусств №8 Махачкалы Патимат Таибова и Фируза Панахова много лет учат ребят создавать неповторимые костюмы народов Дагестана, любить его культуру и традиции. Создание кукол для них – хобби, которое является продолжением их творческой работы. У каждой своя интересная техника: Фируза Надировна куклы вяжет, а Патимат Магомедгаджиевна создает своих персонажей как скульптор из специального гибкого пластика.
Кураторы выставки «Нани Гур» намерены, пополнив коллекцию работами новых участников, повезти экспозицию в Дербент и далее по регионам СКФО.