X
10:11 26.05.2008

Платье работу любит

"Остров женщин" - так, вслед за великим земляком Расулом Гамзатовым и по мотивам его произведений, воспевающих горянку, дагестанский художник - модельер Вера Агошкина назвала свое творение - коллекцию женской одежды, которую в последний раз показала всем пришедшим в гостеприимный зал Дагестанского государственного объединенного музея.

Говорю: "в последний раз", потому что эта коллекция уже прошла свой славный путь на московских подиумах "Весенний салон" творческого конкурса женщин-художников России, получив главный приз "Ирида"; на ХI конкурсе профессиональных художников-модельеров имени Н.Ламановой "Новые времена — новая эстетика"; на I Региональном фестивале "Поэзия народного костюма" в Махачкале. Коллекция покорила взыскательных профессионалов, таких, как В.Зайцев, М.Эсмонт, ею любовались десятки сотен знатоков, любителей дизайнерского творчества в одежде, женщин-модниц и всех тех, кто любит красоту. И вот теперь коллекция на долгие времена займет свое почетное место в залах музея того города, где многие годы творит Вера Агошкина.

Но прежде, чем удивительной красоты костюмы будут надеты на специально заказанные для этой коллекции манекены, дагестанцы еще раз увидели демонстрацию девушками-модельерами этой без преувеличения сказать уникальной одежды. Современное прочтение вековых традиций национального костюма Дагестана поражает глубиной понимания стиля и деликатностью стилизации. Костюмы, по словам Миясат Муслимовой, предваряющей каталог моделей Веры Агошкиной, "не только идут от народных истоков, дело еще в том, что в каждом из них живет свой образ и судьба… За всеми этими образами — бесконечный труд постижения старины и магия его обновленного воскрешения". пуховики

В костюмах В.Агошкиной — неисчерпаемое богатство и всегдашняя актуальность национального колорита. Вот почему ее искусство не только актуально, но и всегда запрашиваемо, неизменно вызывает интерес профессионалов, ибо в каждом ее костюме столько идей, столько мысли, столько красоты и элегантности, что может питать художников-модельеров долгое время. Ее творчество зачаровывает и тех, кто никогда не создавал костюмов, но фантазировал, представляя себя в роскошных нарядах, когда можно быть неприступной и влекомо загадочной, словно "мимолетное видение", или властной княжной с достоинством царских кровей, а то и вовсе свойской девчонкой из соседнего подъезда — яркой, озорной, в коротких брючках и кокетливо повязанной косынкой. Но во всех случаях взгляд приковывают изысканность, хороший вкус и та изюминка в нарядах, которые отмечают мастерство и некий флер, изящество в деталях, отделке, пряжках, застежках, вышивке.

О работах В.Агошкиной с чувством удивления и восхищения огромной долей ручного труда высказывались в Москве, С.-Петербурге, Германии, Италии, Париже, на Кипре. Но виден только результат, и никто не знает, как Вера Михайловна по 18 часов кряду расшивает кожаные сапоги орнаментальными аппликациями, бисером, бусинками, да так, что кожа на израненных иглой пальцах свисает кровавыми лоскутиками. "Чтобы людей не шокировать своими руками, после окончания такой работы я долгими неделями хожу с заклеенными пластырем пальцами", — признается мастер. А сколько метров ткани приходится украшать сверкающим стеклярусом, бисером, создавая национальные орнаменты на рукавах, широченных юбках, где десятки сотен стежков создают древний символический узор ногайцев, аварцев, даргинцев…, выражающий характер народа, его искусство и культуру. Например, коллекция "На берегах посланий" сделана из дешевой простенькой сеточки. Но своеобразные костюмы выглядят необычными с виду, будто из дорогой расшитой причудливым орнаментом ткани. Рисунок из тонких полосок различных тканей и кожи напоминает то ли древние письмена, то ли абстракции космических существ. А может, это иероглифы древнего Востока? На фоне сетчатой ткани с подложкой "серебра" или "золота" они маняще загадочны. "Такое решение создать многослойную ткань исходит от моей увлеченности эпиграфикой. Эти вертикальные, горизонтальные линии на камне, металле, керамике такие таинственные. В их как бы разбросанности всегда что-то таится", — рассказывает Вера Михайловна.

На идеи расшить орнаментом кожу, создать необычную текстуру ткани ее рисунок подталкивают желание сделать что-то оригинальное, необычное, нетривиальное и отсутствие в продаже выбора ткани, отвечающей задумке. Например, чтобы закупить ткань не "избитую" и подешевле, приходилось ехать к поставщикам материи в Италию; чтобы иметь в коллекции сапоги по модели, перекликающейся с общей идеей костюма, надо было найти хорошего конструктора обуви. А потом каждую неделю наведываться к нему в Буйнакск и "дорабатывать" соответствующие колодки. А чтобы достать для обуви кожу, надо подогнать свою поездку за ней ко дню распродажи  международной выставки.

В костюмах В.Агошкиной нет застежек-молний. Она, ведомая старинной традицией национального костюма, в качестве застежек применяет пряжки из серебра и позолоты кубачинских мастеров. Но этому также предшествовал целый этап работы по подбору мастера, рисунку орнамента, формы и так далее. Словом, в коллекциях В.Агошкиной сплошь эксклюзив, а он добывается не только большим трудом, но и знаниями, которые "работают" в гармонии с чувствованием культуры народов многонационального Дагестана, его историей, многогранным искусством танца, музыкального фольклора, речи. Все это отражается в костюме, его красоте и практицизме, оригинальности и самобытности, изяществе и этники.

— Каждый костюм в коллекции многослойный. В нем воплощено столько идей, которых бы хватило не на одну коллекцию. Не боитесь обеднеть идеями? — спрашиваю у Веры Михайловны.

— У меня работает принцип, заложенный в народной мудрости: чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Вот и я обогащаюсь новыми идеями, когда прежний их груз сбрасываю.

— А как зарождалась ваша творческая судьба? Был ли в вашей жизни наставник или пример для подражания?

— Я училась на художественно-графическом факультете в Дагпедуниверситете, где сейчас и преподаю. Училась у удивительной женщины, большого знатока национального искусства Дагестана, беззаветно любящего свое дело, — Р.Микаиловой, чьим трудом в числе немногих подвижников и был создан худграф. Она преподаватель огромной отдачи — эмоциональной и профессиональной, находивший упоение в работе. В ее жизни, тем более в работе, не было мелочей, вокруг себя умела создать красоту, вдыхала жизнь во все, что ее окружало, все предметы для нее были одушевленными, одухотворенными. Это был чрезвычайно харизматичный человек. У нее нелегко было учиться. Требования были высоки. Но как многое она дала своим ученикам. Я, да и не только я, горжусь, что училась у Р.Микаиловой.

— Что мешает, если это так, отдаться полностью творчеству; воплощать свои идеи, создавать, удивлять, прославляя Дагестан…

— В Махачкале нужен подиум, где можно было бы демонстрироваться без проблем не только мне, но и моим ученикам, другим дизайнерам костюма. Студенты заканчивают наш факультет декоративно-прикладного искусства. Чтобы жить полнокровно творчески, работать дизайнерами костюма и создавать коллекции, необходимые финансы. Нужны деньги.

— А если бы организовать работу цивилизованно в специальном красивом здании с современными атрибутами и уже обученными моделями, творцы красивой одежды могли бы только создавать свои произведения, не побоюсь этого слова, потому что талантливой молодежи у нас много, есть свой вуз для воспитания кадров, а главное есть неисчерпаемый кладезь тем, идей для творчества в самобытной тысячелетней культуре Дагестана, есть народные мастера-прикладники в помощь модельерам -художникам. Дагестан мог бы своим дизайнерским искусством костюма помочь преодолеть кризис европейским модельерам, предлагающим выставлять напоказ голые животы и безвкусицу в одежде. Тогда бы свежие решения в моде могли бы придти из России, богатой и щедрой на культурные ценности.

 

Статьи из «Культура»

Две пары, одна судьба

10
Под ласковыми лучами июльского солнца, в день, когда вся Россия чествует семью, любовь и...

Новое дыхание фронтовой классики

12
Говорить правду о войне языком театра, да еще и силами...

Кинусайга по-ногайски

34
Удивительная картина из лоскутков ткани и кувшин из джута привлекли моё внимание на...

Квинтессенция будущего

21
Многообразные декоративные формы и образы, словно созданные самой природой,...

Графини худграфа во всей красе…

25
В стенах Дагестанского государственного педагогического...

Духовность объединяет народы

14
Современные проблемы социально-экономического развития нашей страны обусловлены не только состоянием ее промышленности, транспорта, информационной...

Ожерелье для любимой

15
Коллектив Даргинского театра представил яркую премьеру, основанную на повести народного...

Расул Гамзатов и Самурский лес

13
Как мы знаем, одним из самых известных природных чудес...

Политик трудного времени

14
Презентация книги первого президента Республики Дагестан Муху Алиева «Между философией и...

Сказка без границ

9
Русские, осетинские, ингушские, крымско-татарские, дагестанские, чеченские, кабардинские…...

«Похороните меня за плинтусом»

17
Как эти слова из известной песни созвучны с тем, о чём я...

Своим путем. Три истории молодых и талантливых

165
Они молоды, талантливы и по-настоящему...