Плуг, на выход!
Землепашец ложился спать в одном помещении с быками и рано утром впрягал их в плуг… А зачем – расскажем чуть позже.
Да, дагестанцы – хорошие земледельцы. Но чтобы урожай не пропал и порадовал обилием, наши предки прибегали к хитростям, уловкам, заговорам. И, говорят, всё, что они делали, непременно срабатывало. И по сей день некоторые ритуалы и обряды, доставшиеся земледельцам в наследство от предков, применяются в деле.
Дети из Ахваха бегали по всему селению, разбрасывая сухую землю, и молили о дожде. Такой обряд встречается и у других народов Дагестана. Но есть и уникальные, проводимые только ахвахцами. Известный историк, этнограф Гаджииса Измаилов собрал эти истории совместно с научным руководителем, профессором Сергеем Лугуевым в экспедициях по горным аулам. Один из обрядов заключался в том, что сельская девочка поливала водой из кувшина шкуру чёрного быка, целиком, без лишних надрезов снятую с зарезанного животного, с завёрнутыми в неё всеми без исключения костями. Лугуев писал, что свёрток этот хранился в специальной норе с начала весны, после того как сваренное мясо жертвенного животного съедалось людьми.
Обряды осени
сейчас на дворе осень – значит, дожди. Если для хорошего урожая они помеха, надо прибегать к магии. Ахвахские аксакалы расскажут вам, что для выхода солнца нужно устроить обрядовый бег. С раннего утра собираются 12 подростков и бегают вокруг села, пока не стемнеет. А в других селениях бегать приходилось женщинам, и не просто бегать, а ещё выкрикивать имена стариков. Жители Цунтинского района поступали иначе. С наступлением затяжных дождей они выводили во двор всю домашнюю живность и выходили всей семьёй.
Как рассказывает историк в своей работе: «Через 5-10 минут промокшие животные и люди укрывались под кровлей – и так несколько раз за период светового дня, чтобы с раннего утра повторить всё сначала, пока солнце не обратит на них внимание. Андийцы и гунзибцы разводили под навесом костёр, куда бросали небольшие пучки зелёных листьев или травы. Прибегали они и к другим магическим приёмам вызывания дождя и его прекращения: к мольбам, обращённым к олицетворениям силы природы, к молитвам и сурам Корана, привлекали к обряду людей из духовенства, совершали восхождение на вершины, готовили ритуальную пищу и многое другое. В фольклоре андоцезов, в большинстве его жанров очень часто речь идёт о значении земледельческого труда, о жизненной важности для человека земледельческой продукции. Исследователи подметили, что число мельниц у этих народов заметно превышает необходимость в них, что в рационе питания мучные изделия у них занимают преобладающее место».
В ночь перед…
А тем временем в низменных районах Дагестана у кумыков с приходом осени наступала пора самых тяжёлых сельхозработ: пахота, сев, полив, заготовка кормов и топлива, уборка урожая, подготовка помещения для скотины, стрижка овец и многое другое. Из чего складывается сельская жизнь, изучала советский и российский этнограф, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР и Дагестанской АССР Сакинат Гаджиева. Главное внимание в этот период уделялось пахоте и севу – «сабангъачыгъыв», «къотангъачыгъыв» («выход плуга»). В народе считалось, что хороший урожай даст вспаханное и засеянное поле, «дважды увидевшее лето»: хозяева старались хоть какую-то часть земли вспахать и засеять в конце августа – начале сентября. Основная кампания по вспашке и засеву производилась осенью. Всё самое хорошее из домашних запасов предназначалось в это время года для работников в поле.
конечно, кумыки, как и другие народы, проводили обряды для богатого урожая. Как рассказывают старожилы, вечером перед вспашкой самая младшая незамужняя дочь хозяина (а если не дочь, то внучка, ну или дочь брата) ходила на поле и разбрасывала по нему зёрна. И как только она переступала порог дома и до тех пор, пока не войдёт в дом после ритуала, ей ни в коем случае не разрешалось даже вымолвить слова по дороге. Она давала обет молчания.
Так или иначе обряды разных народностей были чем-то похожи. Этнограф Ангара Булатова проводит параллели с обычаями тиндинцев: «В первый день зимы горячим бульоном ритуального блюда – сваренной смеси злаков, собранных от каждого хозяйства, – девочки селения поливали тропинки и дороги к нему, затем молча возвращались домой».
Каша для семьи
В селении Атланаул в ночь перед тем, как начнётся пахота, землепашец ложился спать в одном помещении с быками, а рано утром впрягал их в плуг.
Поднимаемся снова в горы, к дидойцам. Здесь ещё помнят, как готовились встречать зиму. В каждой семье вкусно пахло едой – готовили всю ночь. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с наступлением зимы, пели, смеялись, танцевали, и в каждом доме была каша из пшеничной муки с маслом. Но ею никого не угощали – она готовилась только для членов семьи. А с наступлением вечера в сёлах разжигали костры, да такие, чтобы ярче, чем у соседа. В этот же вечер молодёжь расхаживала с факелами по селу, напевала шутливые песни и получала от хозяев угощения. Процессию вели двое ряженых в козлиных масках.
Все вместе
А в это самое время на равнине проходил кумыкский обряд «булкъа». Это когда люди собираются все вместе и делают общее дело. Женщины осенью собирались для чистки кукурузы.
Собираются родственницы, соседки, поют старинные песни, делятся последними новостями, чтобы работа шла веселее. И вроде никакого подвоха: ну собрались, поют и вроде все важным делом заняты. А на самом деле «булкъа» – это самые настоящие смотрины. Здесь выбирали невест. По тому, как скоро молодая девушка справится с задачей и не оставит ли зёрнышко на початке, определялась лучшая невеста.