Пока такие планы остались планами, но третий Турнир поэтов состоялся. Жаркий июльский день стал по-настоящему жарким для участников, для их болельщиков и судейской коллегии тоже. Автор этих строк благодарна Магомеду Мусаеву за приглашение поработать в жюри конкурса, увидеть, как строится состязание изнутри. И вот что обнаружилось.
Поступило 32 заявки от поэтов самых разных возрастов. И это хорошо. Мнение, которое часто озвучивается на подобных конкурсах о необходимости возрастных категорий для участников представляется всё же не очень корректным. Да, наверное, естественно, что возраст накладывает определённый отпечаток на любое творчество: опыт прожитых лет, пройденные эмоции, сделанные выводы – и уже совсем другой акцент, другая тональность авторского высказывания. Но на поэтическом конкурсе не зрелость человека оценивается, главное, чтобы стихи были настоящими стихами, не просто рифмованными строками. Согласитесь, талант – понятие вневозрастное. И турнир тому лишнее подтверждение: в финале оказались участники разных возрастных групп. Впрочем, об этом позже.
Еще на этапе отбора в очный тур, где на сцене предстояло вступить в поэтический бой восьми авторам, стало понятно, что в этом году уровень представленных работ был несколько ниже предыдущего сезона. Кому-то чуть не хватило страсти, а иногда стихи грешили излишней вычурной и неоправданной экспрессией, обилием тропов, когда за внешне якобы сложной формой по сути не стояло содержание. Где-то, наоборот, недоставало образности, от строчек веяло каким-то «бытовым» спокойствием. А ведь что есть поэзия? Концентрация чувств и концентрация средств их выражения.
Но вот 8 претендентов на главный приз соревнования выбраны, и дальше – батл.
Тут случилось неожиданное: фаворит отборочного тура вылетел из соревнования в первом же поединке. Что это? Магия письменного текста, неумение подать себя на сцене? Читатель наверняка замечал, что текст написанный и текст произнесенный может восприниматься по-разному. На наш взгляд, стихи финалистки турнира Заиры Бабатовой, например, лучше читаются, чем слушаются. Второй финалист – Абдурахман Юнусов, человек с большим жизненным опытом, хорошо известный в республике, завоевал симпатии многих членов жюри еще на стадии отбора в онлайн-тур. Его выступление прошло ровно, он уверенно шёл к победе. Так вышло, что в жюри на этот раз оказалось чётное число членов, один человек взял самоотвод. И мнения разделились – финалисты получили по четыре голоса, победителями Турнира поэтов-2025 стали Абдурахман Юнусов и Заира Бабатова.
Из нового. В этом году турнир обзавёлся спонсором, поэтому учредили дополнительно три номинации. В категории стихов «Родное слово», посвященных теме семьи, выиграла Мадина Джамбулатова, а в номинациях «Приз зрительских симпатий» и «Гражданская лирика» победа досталась Асие Курбанмагомедовой. Каждый участник онлайн-тура получил от спонсора сертификат на сумму от 500 до 1000 рублей. А еще одна из городских студий звукозаписи запишет для нескольких поэтов песни, чьи стихи хорошо ложатся на музыку.
В прошлом году была учреждена литературная премия имени Курбана Расулова. Как сказала об этом замечательном человеке художественный руководитель Театра поэзии Ариза Батырова, «добрый рыцарь театра, его летописец, в чей фотообъектив попадали все поэтические события, он был ещё и филологом, обладающим особенным чувством поэтического слова». Премии удостоена Джаннет Шихсаидова.
Директор Дагестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова подарила участникам книги Расула Гамзатова и пожелала им продолжения творчества. Когда человек осваивает мир поэзии, сказала она, вкладывает свои чувства, и когда его эмоции становятся созвучны и понятны другим людям, то его начинают читать. Возможно, конкурсанты, впервые вышедшие на сцену, получили и свое первое признание.
В том, что такой конкурс нужен, у директора Театра поэзии Елены Гаруновой сомнений нет. В театре, десятилетие которого мы отметили 26 июля, появлялись разные люди, пишущие стихи: и молодые, и уже зрелые, и те, кто ещё не понял либо еще не решил, стихи ли у них или нет. Магомед Мусаев со своей идеей поэтического турнира открыл новый этап в жизни учреждения.
«Как говорил Расул Гамзатов, Дагестан – страна поэтов, и я убедилась в этом за годы своей работы здесь, – говорит Елена Джамидиновна. – Наш театр – то место, где всегда рады людям творческим, ищущим себя, определяющим свое место в культурном сообществе республики. Была свидетелем того, как люди, казалось бы, далекие от поэзии, становятся членами Союза писателей Дагестана, то есть они находят свой путь, а путь находит их. И отрадно, что всё это происходит здесь, в теплом, дружеском ко всем творческим людям зале
Театра поэзии».
Она убеждена, что конкурс будет расти, и нужно думать, что сделать для его продвижения. Но как бы ни повернулся в дальнейшем путь турнира, в одном его участники могут быть уверены – здесь всегда будет честно и непредвзято. Любой человек с желанием писать может обратиться за профессиональным советом и поддержкой в Театр поэзии, Союз писателей РД и к руководителю Семинара поэзии Магомеду Мусаеву.
Председатель Союза, поэт и переводчик Марина Ахмедова-Колюбакина благодарна ему за возрождение замечательной дагестанской традиции – поэтических соревнований ашугов, народных поэтов. Прозвучало предложение ввести новые номинации, например «профессиональная поэзия», дабы растормошить членов профессионального сообщества, внести в турнир свежую струю.
Что думает по этому поводу организатор и главный «виновник» этого поэтического праздника, как будет проходить четвёртый Турнир поэтов, мы узнали у
Магомеда Мусаева.
«Менять ничего не буду, попытаюсь привлечь больше спонсоров. Всё еще надеюсь расширить географию турнира: хорошо бы помочь приехать на очный тур людям из районов Дагестана и других регионов Северного Кавказа. Номинации этого года останутся, может быть, добавим номинацию «любовная лирика», например. Возрастных ограничений или разграничений не будет: для меня либо человек поэт, либо нет. И не важно, сколько ему лет, что он успел сделать, сколько выпустил книг. Не поддерживаю идею о турнире для профессионалов. Не понимаю, как определить, кто профессионал, а кто нет. Мы уже увидели, как человек со своими профессиональными переводами не попал в финальный тур, руководитель лезгинской секции Союза писателей Дагестана прошёл, но не выиграл. Моя задача – привлечь людей, не ставя им каких-то ограничений. Я предлагаю еще одну площадку для самопрезентации и, может быть, для самореализации тоже. Хочу, чтобы человек, который решился показать свои стихи, ушёл от нас с наградой; отсюда и дополнительные номинации, и музыкальный поощрительный приз. Надеюсь, люди видят, что на решение жюри не влияют никакие внешние факторы – перед ним только подборки стихов без фамилий, под номерами, а потом открытое голосование с подсчётом голосов».
Интерес к турниру растёт. В этом году поступило в полтора раза больше заявок, чем в прошлом. На странице турнира ВКонтакте десятки тысяч просмотров, в онлайн-голосовании на приз зрительских симпатий приняли участие более трех тысяч человек.
И всё это результат усилий по сути одного человека. Магомед Мусаев пока не имеет своей команды, и ему нужно помочь, как минимум в распространении информации о турнире по муниципалитетам, вузам республики. Минкультуры, Минобразования, Дагинформ могли бы включиться в эту работу, и тогда, глядишь, и очный тур придётся проводить в несколько этапов. И это правильно, ведь поэзия лечит, даёт свет и мир.