Почерк художника в каждой работе
Человек, проявляя в учении упорство и целеустремленность, закладывает основы своего будущего. А если имеется талант, то эти качества позволят ему раскрыться и стать поистине настоящим творцом.
«Успех – это 90 процентов трудолюбия и 10 % таланта. Без труда эти десять процентов пропадут», – считает Магомед-Али Алиев (на снимке).
Высочайшая работоспособность и настойчивость в достижении цели сделали его одним из самых известных скульпторов Дагестана и Узбекистана.
В недавно презентованной книге нашего коллеги Алика Абдулгамидова «Герои и варвары» автор называет художника титаном. Почему? Давайте пройдем по жизненному и творческому пути нашего героя, чтобы понять, в чем же сила дагестанца, добившегося успеха и признания не только на родине.
После окончания в 1976 году художественного училища Магомед-Али вместе с молодой женой, тоже художником, по распределению отправился работать в Узбекистан.
В Ташкенте в Союзе художников республики, куда пришли молодожены, им предложили поехать в Навои, совсем новый (всего 12 лет) город. Всё сложилось, Алиев служил там в армии, так что место было знакомо.
Тогда это был промышленный городок в 100 тысяч населения. Очень красивый, зелёный, но нужно было придать ему свое лицо, сделать выразительным, украсить художественными объектами, скульптурой.
Нашего земляка назначили начальником самаркандского участка Художественного фонда Союза художников Узбекистана. Сразу такое доверие молодому специалисту!
При Дворце культуры «Фархад» под его руководством открылась студия, где Алиев обучал детей прикладному искусству – лепке, чеканке, резьбе по дереву, скульптуре, а его жена преподавала в своей студии живописи, которая позже стала народной. Учеников у дагестанских художников было много. Магомед-Али пригодился опыт собственного ученичества: когда-то он занимался в студии живописи Магомеда Юнусилау, где учился профессии и познакомился со многими известными дагестанскими художниками.
«В первые годы работы в Узбекистане, – рассказывает скульптор, – все государственные заказы проходили через Художественный фонд, и мы делали скульптурные и другие художественные работы для города, начиная от парковой скульптуры до наглядной агитации. Так работали до начала перестройки. Потом был кооператив, время требовало именно такой формы работы, мы продолжали обустраивать город».
В 1992 году его, тогда уже члена Союза художников СССР, выбрали председателем Союза художников Навоинской и Бухарской областей. Мастерство и профессионализм скульптора стали визитной карточкой дагестанца. И когда в 1997 году в Узбекистане создали свою Академию художеств, то Магомед-Али назначают председателем созданного при ней творческого объединения, а потом и председателем Навоинского отделения Академии художеств Узбекистана.
Без преувеличения можно сказать, что скульптурный облик Навои, его лицо с точки зрения художественной выразительности – это заслуга Алиева. Три скульптурных международных симпозиума, которые он провел в этом ставшем почти родным для него городе, оставили установленные по всему городу скульптуры на тему любви, мудрости, а также работы, посвященные великому поэту Навои, в честь которого назван город.
Магомед-Али стал единственным представителем Кавказа, награжденным орденом «Дустлик» («Дружба»). Поставив свой труд, талант на службу жителям Навои, создав скульптурный облик города, он навсегда занял место в их сердцах. В 2011 году стал почётным гражданином города, которому отдал 33 года своей жизни и творчества.
«Обычно художник, уходя, кроме помойного ведра в спину, ничего не получает, – смеется Магомед-Али. – Конечно, мне было очень приятно, что расстался я со своей второй родиной, сохранив в душе благодарность к ее людям и унося в сердце их признание».
Но все-таки родной край позвал к себе. К скульптору обратились женщины Дагестана с просьбой изваять памятник героине дагестанских народных преданий Парту Патиме.
Шел 2004 год, и чтобы воплотить в жизнь замысел женского объединения «Дараччи» («Подснежники»), которое возглавляла Мариям Ильясова, Магомед-Али пришлось приложить максимум усилий, поскольку, будучи еще гражданином Узбекистана, он не мог находиться в Дагестане более трех месяцев подряд. Но скульптор справился. В такой короткий срок изваял фигуру дагестанской Жанны Д’Арк, и самый строгий худсовет работу одобрил. Установка памятника в Лакском районе стала грандиозным праздником для его жителей. Этот монумент для скульптора – один из любимых.
Вскоре последовало предложение сделать памятник Амет-Хану Султану в аэропорту Махачкалы, Магомед-Саламу Умаханову в приморском парке и другие работы. В 2009 году он окончательно вернулся на родину.
Ещё одна работа, которая близка автору, скульптура Абдуразаку Мирзабекову. Это тот случай, вспоминает художник, когда он сделал именно то, что задумал без вмешательства кого бы то ни было со стороны с предложениями и оговорками. Памятник был отлит очень качественно в Смоленске. Работа эта стала поистине народной.
Параллельно с этим проектом два года работал над памятником Расулу Гамзатову в Москве, сделал эскиз, который был утвержден, оставалось только увеличить его и отлить скульптуру. Но, к сожалению, Алиев заболел, и заканчивал памятник другой скульптор, кому и было отдано авторство.
Работы нашего земляка отличают оригинальность решения темы, тонкость линий при их масштабности и монументальности. Творчество дагестанского скульптора – это слияние традиций европейской и национальной культур. Воплощая в образах великих людей разных эпох и народов исторический путь страны и малой родины, приобщая молодежь к своим истокам и тем самым воспитывая ее, он создает неповторимый авторский стиль. И не изменяет собственному творческому кредо, сохраняя в каждой работе почерк художника, часто вызывая споры и неоднозначные оценки коллег и просто любителей искусства.
История создания известного всем памятника Расулу Гамзатову у Русского театра в Махачкале – яркий пример сложного творческого пути, на котором иногда встречаются преграды и непонимание.
Задумка автора была сделать Расула таким, каким он и был – близким к народу, живым, неофициальным. Но пришлось в окончательном варианте кое-что изменить. Например, надеть на поэта не только бурку, атрибут Дагестана, но и пиджак с галстуком, превратить его, как говорит скульптор, из мудреца в горца.
Мастер вспоминает, что в месяц приходилось переделывать работу по два раза.
Обычно худсовет – это 10 человек, но Гамзатова принимали в расширенном составе. 5 человек из 45 оценивающих работу были «за», остальные – «против». Споры шли обо всем: начиная от внешних деталей до позы поэта. Работу принимали не только художники, но и члены правительства. Муху Алиев, руководивший в то время республикой, привел на смотрины внушительный состав, и в итоге работу одобрили, вот только конечный результат был далек от замысла автора. Но Дагестан высоко оценил труд скульптора – за эту работу он получил Государственную премию РД.
Еще одна знаковая работа – памятник победы над Надиршахом, на открытии которого в то время Глава республики Рамазан Абдулатипов принял решение об установлении у нас нового праздника – Дня единства народов Дагестана.
Магомед-Али еще и галерист. Такое в нашем крае встречается нечасто. Собственное выставочное пространство на Анжи Арене – это возможность продвигать молодые таланты и участвовать в процессах, движущих искусство Дагестана. В арт-галерее Алиева уже прошли четыре персональные выставки дагестанских художников, включая и самого автора, выставка дизайна, осенью предстоит юбилейная выставка Алиева, где будут представлены его живопись, графика, малая скульптура, включая эскизы памятников для Дербента, осуществить которые удалось благодаря депутату Госдумы Хизри Абакарову. А до этого планируется выставка молодых художников республики.
К своей юбилейной дате мастер подойдет с очередной большой работой. Готовится мощный по задумке и значимости проект в Буйнакске – мемориальный комплекс, представляющий собой панно памяти погибших дагестанцев (на снимке вверху) от 1941 года и до наших дней. По просьбе жителей Буйнакска мэрия города взяла на себя организационную часть. По задумке Магомед-Али Алиева, трагизм потери человеческих жизней он передаст через фигуры женщин, ожидающих у огня своих мужей, сыновей, которых так и не суждено будет им увидеть.
Тончайшие эмоции автор передает через гранит и бронзу.
Еще одна особенность таланта скульптора – все его работы органично вписываются в пространство, где они установлены. Въезд в Лакский район трудно теперь представить без его Парту Патимы, а площадку перед Русским театром – без Расула Гамзатова.
Он продолжает творить, участвует в международных и всероссийских выставках, инициатор многих симпозиумов.
Памятники героическому предку Муртазали Казикумухскому, Герою Италии Гасану Камалову, Герою России Магомеду Нурбагандову, известному хирургу Рашиду Аскерханову, Герою Социалистического Труда Нариману Алиеву, народному поэту Дагестана Анвару Аджиеву и много других, о которых говорилось выше, свидетельствуют о стремлении прославить свой Дагестан, проявить гражданственность и патриотизм.
В них чувствуется искренность и его любовь к выбранному делу. Не чужды ему и новые формы, он остается в тренде современных тенденций в искусстве.
Давно ратует за проведение в Дагестане симпозиума скульпторов, ведь так за небольшие деньги можно оставить для республики работы известных мастеров со всего мира. А еще хочет поставить скульптуру в Каспийске. И это будет тема любви, жизни. Хочется, говорит мастер, разно-
образить, оживить мертвую архитектуру, внести какую-то толику воображения. При этом он готов работать безвозмездно, надо только найти спонсора, чтобы обеспечил материалом, и договориться с мэрией о выделении места под скульптуру.
На днях Магомед-Али был избран членом-корреспондентом Академии художеств России.
Свою славу он воспринимает как результат труда. И весьма ценит помощь друзей и соратников, таких как Гусейн и Ольга Магомаевы, основатели школы «Пять сторон света». О себе говорит, что никогда никого не подводил, никому не завидовал, просто работал, чтобы постараться сделать лучше конкурентов.
Скульптура – это во многом тяжелый ремесленный труд. Без помощников создать монумент сложно. Но ремеслу можно научиться, а чтобы быть художником, нужен талант. Каждый творец мечтает работать так, чтобы получать удовольствие от своего труда и оставить след в искусстве. Магомед-Али Алиеву это удается.