Под крышей одной мастерской
Более полувека назад они учились вместе в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. А вскоре два молодых художника – Галина Пшеницына и Хайрулла Курбанов – поняли, что, кроме творчества, их объединяет нечто большее, и решили идти по жизни вместе, разделяя все горести и радости. С тех пор прошло много лет, и по сей день жизнь и судьба этих двух замечательных людей, обогативших своими работами живописное искусство Дагестана и воспитавших не одно поколение талантливых молодых художников, приковывает интерес земляков.
Свидетельство тому – состоявшаяся на днях в Национальной библиотеке Дагестана им. Р. Гамзатова в рамках проекта «Национальное достояние республики» встреча с художниками-реалистами. В этот вечер гости в зале – их коллеги, выпускники, нынешние студенты, все те, кто хоть раз увидел и восхитился работами этих двух мастеров кисти, – могли задать художникам свои вопросы. Казалось бы, о них и без того сказано и написано немало, но ведь всегда есть место для открытий! Вот и в этот раз мы узнали много нового и интересного для себя о двух известных деятелях культуры республики.
О Хайрулле Курбанове гостям рассказали, что в 1959 году молодой парнишка из селения Хурукра (Лакский район) окончил художественное училище в Баку, затем с успехом прошел учебу в институте им. И.Е. Репина, после работал в Дагестанском художественном училище им. М.А. Джемала, а с 1970 года – преподавателем художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета. Многие годы (1971–1997) был председателем Союза художников Дагестана. Произведения мастера хранятся в музеях республики и других регионов страны, отмечены разными наградами.
Галина Васильевна Пшеницына, тоже выпускница Ленинградского института имени И.Е. Репина, родилась в городе Горьком в 1966 году, по окончании учебы переехала в Дагестан и с тех пор живет и творит здесь, делится накопленным опытом со студентами. Она самобытный художник, автор замечательных живописных работ, многие из которых вошли в фондовые коллекции музеев региона, участница многих международных, всероссийских, республиканских и зональных выставок. Ее работы хранятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом.
Глядя на картины Хайруллы Курбанова и Галины Пшеницыной понимаешь, что они – настоящие. Если пишут пейзажи, то только те, что видели сами, если портреты – то с натуры. Их живопись – это всегда работа-размышление, проделанная на холсте кистью и красками. Самое главное в полотнах – это выразительность, признаётся Галина Васильевна, умение передать через внешние черты внутреннее состояние, будь то пейзаж, натюрморт или портрет. Она не придумывает сюжеты заранее, всё происходит спонтанно.
Для создания многих работ ещё в молодости натурой служили интересные вещи: балхарские кувшины, индийские маски, самовары разных видов и даже лапти. С тех пор Хайрулла Курбанов, кстати, стал коллекционером старины.
А еще в ходе встречи гости узнали, что Хайрулла Магомедович всегда был заядлым меломаном. В детстве с упоением слушал игру отца на мандолине, во время учебы в старших классах школы увлекся классической музыкой. Как сейчас помнит, какой ценностью был тогда патефон и какой радостью было найти грампластинку с записью произведений классиков. По сей день эти маленькие трофеи хранятся в его домашней коллекции.
Художники – хорошие родители для своих детей. С детства поддерживая и занимаясь их развитием и образованием, они сделали так, что каждый из них раскрыл свой природный талант и смог найти себя в жизни. Двое старших сыновей стали, как и родители, художниками, младший выбрал другое направление – техническое и тоже состоялся в профессии.
– В воспитании детей Галина знает толк, – говорит Хайрулла Магомедович. – Она никогда не давала нашим мальчикам спуску и учила много работать над собой, при этом всегда была с ними рядом и во всем помогала.
Говорили в этот вечер и о таком сложном для людей искусства вопросе, как творческий кризис.
– Он неизбежно наступает рано или поздно, и у всех свои способы бороться с ним, – отмечала Галина Пшеницына. – Я, например, просто откладываю ту работу, которая у меня не получается, на потом. Если не пишется портрет, я его не пишу и на время переключаюсь на другой жанр. А после с новыми силами возвращаюсь к тому, что не получалось ранее, и продолжаю писать.
– Творческий кризис – можно сказать, неотъемлемая часть жизни художника, – добавляет Хайрулла Магомедович. – Когда я только начинал учиться быть художником, думал про себя: да я пишу почти как Репин. Но с годами, чем больше постигал профессию, тем явственнее приходил к мысли: я далек от совершенства, надо все время работать над собой.
Художники много лет творят под крышей одной общей мастерской. Как удавалось каждому сохранять свою творческую индивидуальность? Этот вопрос также интересовал гостей вечера.
– Конечно, мы влияем в определённой степени друг на друга, – говорил Хайрулла Курбанов. – Но нельзя сказать, что мы копируем стили, у нас разнохарактерные работы. У Галины Васильевны свой индивидуальный почерк, и он узнаваем. Я же постоянно нахожусь в поиске чего-то нового. Наверное, это от того, что всегда чувствую неудовлетворённость собой и тем, что делаю. Если же говорить о соперничестве, то да, в некоторой степени оно было и есть, но в хорошем смысле. Не глупая зависть, а желание, учась друг у друга, расти над собой, совершенствуя и себя, и свое творчество.
… Вот так, помогая друг другу во всем и везде, некогда два начинающих художника состоялись настолько, что сегодня их по праву можно назвать достоянием республики и страны. Ими восхищаются, на них хотят равняться. И это правильно.