Подготовка юношей и девушек к жизни

Так назывался курс, изучаемый в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана» с 1994 учебного года в 10-11 классах дагестанских школ. Для чего нужно сегодня акцентировать внимание читателей на данном курсе? Дело в том, что по непредусмотрительности руководителей образования и с молчаливого согласия руководителей школ, учителей предметников и общественности с 2018 учебного года этот образовательный курс из учебных планов, ежегодно утверждаемых Министерством образования и науки РД, исключён и его изучение, как и предмета «Культура и традиции народов Дагестана», оставлено на усмотрение руководителей школ и желание учащихся.
И это происходит, несмотря на то, что «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», майские указы Президента России (2018 г.), поправки к Конституции РФ (2020 г.) убедительно поясняют: «… государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» (ст. 67.1), «государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия» (ст. 69).
Современное состояние морально-этической подготовленности молодежи вызывает озабоченность у всех здравомыслящих граждан страны. Общественные деятели и учёные с тревогой отмечают снижение качественных характеристик общества, увеличение числа беспризорных детей, нарастание алкоголизма, наркомании, рост преступности. Во многом негативное явление связывают с отсутствием ценностных ориентиров, нравственных целей и идеалов. Из-за утери семейных традиций, ослабления преемственности поколений задачи морального становления личности не в полной мере решаются как в семье, так и в образовательных организациях разного уровня. В результате нет целенаправленной ориентации на формирование в подрастающем поколении граждан страны социально востребованных общечеловеческих знаний, умений и навыков. Так, например, юноши трудно представляют себе функциональные обязанности: сына – помощника – жениха – супруга – отца – наставника; девушки – функциональные обязанности: дочери – помощницы – невесты – супруги – матери – хозяйки – наставницы.
А между тем историко-культурное наследие народов Дагестана, традиционная народная педагогическая мысль, а еще точнее Кодекс чести и совести народов Дагестана «Намус» предписывают человеку конкретные, веками апробированные, социально востребованные обязанности и качества. Попытаемся представить наиболее важные из них.
По мнению мудрых старейшин Дагестана, настоящий мужчина должен:
1.быть дружелюбным, честным, справедливым, гуманным, бережливым по отношению к растительному и животному миру;
2.быть примером чести и достоинства для родных, близких и окружающих, примерным воспитателем своих сыновей;
3.иметь чувство ответственности хозяина дома, кормильца семьи. Все тяжелые работы в семье брать на себя;
4.иметь навыки изготовления и применения орудий домашнего и хозяйственного труда;
5.понимать, ценить и творить прекрасное;
6.отличаться выносливостью и ловкостью, способностью защищать свою честь, честь семьи и рода;
7.продолжать родство и куначество, основанные поколениями отцов и дедов, и передавать эти традиции детям и внукам;
8.быть готовым выполнять функции и обязанности настоящего труженика;
9.никогда не посягать на честь и достоинство девушки, женщины, стремиться защищать их от попыток насилия и жестокости;
10.иметь твердый характер, не показывать слезы, мужественно переносить любые трудности и горе;
11.быть стойким, выдержанным и терпеливым во всех случаях жизни (иметь сабур), проявлять пренебрежение к насилию и жестокости;
12.уметь управлять своими чувствами, владеть собой в экстремальных ситуациях;
13.проявлять смелость, самоотверженность и мужество, быть всегда готовым к защите Родины.
Однако наши наблюдения, беседы с учащимися и родителями свидетельствуют о том, что более 80% старшеклассников испытывают острый недостаток в вышеприведенных знаниях о морально-этических традициях народов Дагестана. Юноши и девушки по своему моральному сознанию и опыту поведения недостаточно ориентируются в отношениях полов, не подготовлены к выполнению супружеских, отцовских и материнских обязанностей, нуждаются в освоении навыков поведения, соответствующих общепринятым этическим нормам.
Проблема приобретает особую актуальность и в связи с необходимостью формирования морального облика как юношей – будущих супругов и отцов, так и девушек – будущих супруг и матерей с устойчивыми нравственными качествами и высокой духовной культурой, извечно присущей народам Дагестана.
По данным городского Управления записи актов гражданского состояния, с начала года в Махачкале зарегистрировано 720 браков и 230 разводов. Соотношение браков и разводов – почти 30% . Вместе с тем 10 лет назад эта цифра составляла всего 20%. Все это еще и еще раз говорит о необходимости организации тщательно продуманной образовательно-воспитательной работы с юношами и девушками, пока они сидят за школьной партой.
Вот почему дальновидные и заботящиеся о воспитании учащихся руководители (министр образования Бадави Саидович Гаджиев, директор Дагестанского НИИ педагогики Гамидуллах Исмаилович Магомедов и другие) еще в 1994 году настояли на разработке и введении в учебный процесс 10-11 классов дагестанских школ курса «Подготовка юношей и девушек к жизни».
В этом же году нами была разработана, Министерством образования РД утверждена, издана и рекомендована программа курса «Подготовка юношей и девушек к жизни». Программа состоит из двух основных разделов: «Подготовка девушек к жизни» (Мирзоев Ш.А.) и «Подготовка юношей к жизни» (Саидов Т.Г.)
Как основатель и автор первых в республике программ и учебников по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» со всей ответственностью отмечаю, что содержание и методические установки курса «Подготовка юношей и девушек к жизни» направлены на всестороннее изучение и прочное усвоение молодыми людьми комплекса духовно-педагогических, нравственно-этических ценностей, трудового, бытового, хозяйственного и социального опыта, положительных сторон семейно-общественного уклада, выработанных дагестанскими народами на протяжении всей его истории и ставят целью решение следующих социально архиважных задач:
ü формирование морально-этической зрелости, необходимой в семейной, социальной, трудовой сферах жизни и деятельности человека;
ü воспитание у молодёжи чувства ответственности за умение трудиться на благо семьи и общества;
ü готовность к выполнению главных ролей в семье и обществе – супруга (супруги), матери, отца, умение успешно выполнять обязанности, налагаемые на личность этими ролями;
ü формирование у будущих родителей знаний и умений развития и воспитания детей согласно прогрессивным традициям народной педагогики;
ü вооружение молодёжи знаниями, умениями и навыками укрепления связей личности с семьёй, сельским обществом, народом, представителями других народов на основе усвоения идей народной морали – гуманизма, терпимости и доброжелательства;
ü формирование у молодёжи умений, знаний, необходимых для воспитания у детей лучших черт национального характера, национального самосознания, любви к родной земле в сочетании с подлинным интернационализмом, уважением к представителям всех народов – близких и далёких.
Для успешного решения этих задач в процессе обучения старшеклассников программа «Подготовка юношей к жизни» включает пять взаимосвязанных разделов: «Формирование духовно-нравственного облика современного юноши-дагестанца», «Нравственно-трудовая подготовка юноши-дагестанца к семейной жизни», «Функции мужчины в семье», «Дом, семья держатся на плечах мужчины», «Достойно прожить жизнь».
В каждом разделе конкретизированы основные темы, предельно широко излагаются тематические вопросы, указываются основные способы их освещения, а также специальная педагогическая и методическая литература, доступная учителю и учащимся в пределах Дагестана. Курс ставит целью формирование у старшеклассников важнейших моральных, трудовых качеств на основе чёткого дифференцированного подхода по половому признаку, характерного народной педагогике.
Центральной педагогической проблемой курса «Подготовка юношей к жизни» является формирование у учеников мужского характера, мужского стиля поведения, мужской ответственности в семейном и общественном началах. Формирование и развитие таких моральных и трудовых качеств, как честность, человечность, стойкость, храбрость, выносливость, верность слову, клятве, уважение к обществу. А также ответственность, трудолюбие, отцовский и супружеский долг, самостоятельность, патриотизм и интернационализм и других социально и личностно значимых черт. И в конечном итоге – формирование целостной личности, будущего гражданина, труженика, семьянина-отца, кормильца и воспитателя детей – вот главная цель, которая поставлена перед настоящим курсом.
Статьи из «Культура»
История на кончиках пальцев

Великому подвигу посвящается!

Очередная премьера

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»
