X
08:18 27.01.2021

Подготовка юношей и девушек к жизни

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2021 №13
45

Курс «Подготовка девушек к жизни» рассчитан на формирование у девушек знаний, умений и навыков организации жизни и деятельности с максимальным учётом особенностей женского пола, социально-­экономических, национально-культурных и географических особенностей региона, прогрессивных традиций, обычаев и обрядов народов Дагестана.

Таким образом, при обучении учащихся учитываются основные направления формирования личности, традиционные и современные общественно значимые требования к девушке, её особые функции и возрастающая роль в обществе. Этому способствуют последовательно представленные, взаимодополняющие пять разделов программ: «Искусство быть человеком», «Искусство создавать свой облик и красоту», «Искусство быть матерью», «Искусство создания крепкой семьи», «Искусство быть хозяйкой».

Разделы и темы курса ориентированы на максимальный учёт и использование в воспитательном процессе как духовно-педагогического наследия конкретного народа, так и всех дагестанских народов, как социально-исторической общности, так и достижений научной педагогики, общечеловеческих духовных ценностей.

Кодекс чести и совести «Намус» предписывает женщине следующие правила и нормы поведения:

ü свято оберегать женскую честь, сохраняя целомудрие и девственность до замужества;

ü быть достойной своего мужа, беречь его честь и честь семьи;

ü уделять пристальное внимание воспитанию детей, особенно девочек;

ü быть умной и рассудительной женой, нежной матерью, доброй и экономной хозяйкой;

ü создавать в семье атмосферу любви и взаимопонимания;

ü помогать мужу советом и делом;

ü ласково и нежно обращаться с детьми, близкими и родными, почтительно относиться к старшим, особенно к пожилым женщинам;

ü знать национальную кухню, уметь готовить национальные блюда;

ü знать мудрости рукоделия (уметь вязать, вышивать, шить, штопать, выполнять основные виды домашнего и хозяйственного труда);

ü понимать и ценить прекрасное, знать и уметь исполнять колыбельные песни;

ü иметь тонкий вкус и проявлять интерес к моде;

ü уметь управлять своими чувствами и эмоциями;

ü знать чувство меры в общении с младшими и старшими, близкими и дальними родственниками.

Таким образом, формирование личности осуществляется с максимальным учетом специфики и преимущества традиционного воспитания при соблюдении чёткой дифференциации по полу и возрасту воспитуемых, т.е. с самых первых шагов разграничивает мужское и женское начала в воспитании. Широкое знакомство и глубокое изучение старшеклассниками всего комплекса традиций, обычаев, обрядов, неписаных кодексов чести и совести человека непосредственно отвечают социальным потребностям нравственного самовоспитания юношей и девушек.

Значимость дифференцированного воспитания в зависимости от пола ребёнка обусловлена совокупностью духовно-нравственных взаимоотношений, естественных предназначений и социальных функций мужчины и женщины.

Задача школы, семьи и общественности – помочь каждому индивиду – мальчику и девочке – понять смысл своей личной ценности, своего места, роли и назначения в жизни как человека определённого пола и в связи с этим составить верное представление о должном характере поведения, общественно ценимых и значимых качествах личности.

Резюмируя сказанное о роли и месте предмета «Культура и традиции народов Дагестана» и, в частности, курса «Подготовка юношей и девушек к жизни», как автор монографий «Народная педагогика Дагестана» отмечу:

1. Изучение традиционных воззрений народов на личность идеальной женщины и идеального мужчины показало, что представление о моральном облике женщины и мужчины сложилось благодаря накоплению многовекового опыта и отбора всего ценного, что выработано общественно-трудовой практикой. Идеал мужчины и женщины у всех народов в главных идеях, критериях близок между собой, потому что близки их нравственные ценности.

2. Народные традиции формирования морального облика юношей и девушек представляют собой ту часть культуры, которая эффективно может быть использована в процессе морально-этического воспитания старшеклассников. Моральные ценности, созданные дагестанскими народами, отражая этническую самобытность, хранят общечеловеческий потенциал. Ценным для использования народных традиций в воспитании молодых людей является то, что в основе народной педагогики лежит уважение к человеку, семье и роду, к труду и профессии, к обществу и народу.

3. Многолетние наблюдения показывают, что морально-этическое становление юношей и девушек протекает успешно, если оно осуществляется на всех возрастных этапах их развития. Вместе с тем оно более актуально в период старшего школьного возраста, располагающего особенно широкими возможностями в плане становления личности.

4. Необходимым условием повышения эффективности процесса восприятия данного курса учащимися является соответствующая подготовка учителя. Эффективность использования народных традиций зависит как от понимания учителем роли и значения народного педагогического наследия, так и от его умения использовать соответствующие возрасту и полу учащихся педагогические средства, формы и методы оптимального раскрытия, пояснения и привития им социально значимых качеств и поведения согласно прогрессивным традициям и обычаям народной педагогики.

5. Особую приоритетную роль в этом процессе играет семья, психолого-педагогическое руководство родителями моральным становлением личности юноши и девушки, осознание ими важности данной проблемы.

Законопроект о воспитании (2020 г.), рекомендованный Президентом России В.В. Путиным как дополнение к Закону «Об образовании РФ», принятый Государственной Думой в третьем чтении, даёт ясные и четкие установки по формированию духовно-нравственного, эстетического, физического облика граждан России на общечеловеческих ценностях национальных культур. В этой связи наиболее эффективной формой решения ключевых установок законопроекта о воспитании является обязательное изучение в 10-11 классах школ республики апробированного в течение более 20 лет курса «Подготовка юношей и девушек к жизни».

Предмет «Культура и традиции народов Дагестана» и его неотъемлемая составляющая – курс «Подготовка юношей и девушек к жизни» – есть чрезвычайная необходимость и важнейшее средство своевременного приостановления деградации молодого поколения. Его содержательно целевые установки не в силах реализовать ни один общеобразовательный предмет современной школы. Чем раньше мы это поймем и вернем предмету надлежащее ему место в учебных планах дагестанских общеобразовательных школ, тем раньше получим и духовно, и нравственно, и эстетически, и физически сложившихся юношей и девушек – достойных продолжателей исторически прогрессивных, жизнедеятельных традиций народов Дагестана.

Статьи из «Культура»

Мастер-класс от народного артиста

4
Финальное мероприятие социального проекта «Камертон...

Первая балерина Дагестана

19
Она всегда мечтала танцевать на сцене. И ее мечта сбылась: стала солисткой балета Большого...

Фестиваль набирает обороты

10
«Россия – самое многонациональное и многоконфессиональное государство, а еще отдельная...

Искусство становится ближе. И доступнее

7
С помощью трансформируемой мебели помещение...

Поддержим юные таланты

7
Участие в этом проекте помогает ребятам получить новый опыт выступлений, поднять свое...

Семантика формы

11
Его работы, изысканные, выразительные, влекут таинственностью, абстрактной и фигуративной,...

Книга о семейных отношениях

11
Вышел в свет роман Равганият Умалатовой «Нежеланная». В нём описывается история четырех поколений одной семьи.

Фестиваль набирает обороты

53
В ноябре 2019 года, выступая на открытии I Республиканского открытого кинофестиваля «Золотая...

Как Юсуп Даниялов сыграл кавказца

28
Еще в юности, помню, мне довелось посмотреть прекрасную...

Сказка ожила на сцене

9
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Как Татьяна Шумова стала горянкой

17
Для съемок фильма «Горянка» по поэме Расула Гамзатова...