Подготовка юношей и девушек к жизни
Курс «Подготовка девушек к жизни» рассчитан на формирование у девушек знаний, умений и навыков организации жизни и деятельности с максимальным учётом особенностей женского пола, социально-экономических, национально-культурных и географических особенностей региона, прогрессивных традиций, обычаев и обрядов народов Дагестана.
Таким образом, при обучении учащихся учитываются основные направления формирования личности, традиционные и современные общественно значимые требования к девушке, её особые функции и возрастающая роль в обществе. Этому способствуют последовательно представленные, взаимодополняющие пять разделов программ: «Искусство быть человеком», «Искусство создавать свой облик и красоту», «Искусство быть матерью», «Искусство создания крепкой семьи», «Искусство быть хозяйкой».
Разделы и темы курса ориентированы на максимальный учёт и использование в воспитательном процессе как духовно-педагогического наследия конкретного народа, так и всех дагестанских народов, как социально-исторической общности, так и достижений научной педагогики, общечеловеческих духовных ценностей.
Кодекс чести и совести «Намус» предписывает женщине следующие правила и нормы поведения:
ü свято оберегать женскую честь, сохраняя целомудрие и девственность до замужества;
ü быть достойной своего мужа, беречь его честь и честь семьи;
ü уделять пристальное внимание воспитанию детей, особенно девочек;
ü быть умной и рассудительной женой, нежной матерью, доброй и экономной хозяйкой;
ü создавать в семье атмосферу любви и взаимопонимания;
ü помогать мужу советом и делом;
ü ласково и нежно обращаться с детьми, близкими и родными, почтительно относиться к старшим, особенно к пожилым женщинам;
ü знать национальную кухню, уметь готовить национальные блюда;
ü знать мудрости рукоделия (уметь вязать, вышивать, шить, штопать, выполнять основные виды домашнего и хозяйственного труда);
ü понимать и ценить прекрасное, знать и уметь исполнять колыбельные песни;
ü иметь тонкий вкус и проявлять интерес к моде;
ü уметь управлять своими чувствами и эмоциями;
ü знать чувство меры в общении с младшими и старшими, близкими и дальними родственниками.
Таким образом, формирование личности осуществляется с максимальным учетом специфики и преимущества традиционного воспитания при соблюдении чёткой дифференциации по полу и возрасту воспитуемых, т.е. с самых первых шагов разграничивает мужское и женское начала в воспитании. Широкое знакомство и глубокое изучение старшеклассниками всего комплекса традиций, обычаев, обрядов, неписаных кодексов чести и совести человека непосредственно отвечают социальным потребностям нравственного самовоспитания юношей и девушек.
Значимость дифференцированного воспитания в зависимости от пола ребёнка обусловлена совокупностью духовно-нравственных взаимоотношений, естественных предназначений и социальных функций мужчины и женщины.
Задача школы, семьи и общественности – помочь каждому индивиду – мальчику и девочке – понять смысл своей личной ценности, своего места, роли и назначения в жизни как человека определённого пола и в связи с этим составить верное представление о должном характере поведения, общественно ценимых и значимых качествах личности.
Резюмируя сказанное о роли и месте предмета «Культура и традиции народов Дагестана» и, в частности, курса «Подготовка юношей и девушек к жизни», как автор монографий «Народная педагогика Дагестана» отмечу:
1. Изучение традиционных воззрений народов на личность идеальной женщины и идеального мужчины показало, что представление о моральном облике женщины и мужчины сложилось благодаря накоплению многовекового опыта и отбора всего ценного, что выработано общественно-трудовой практикой. Идеал мужчины и женщины у всех народов в главных идеях, критериях близок между собой, потому что близки их нравственные ценности.
2. Народные традиции формирования морального облика юношей и девушек представляют собой ту часть культуры, которая эффективно может быть использована в процессе морально-этического воспитания старшеклассников. Моральные ценности, созданные дагестанскими народами, отражая этническую самобытность, хранят общечеловеческий потенциал. Ценным для использования народных традиций в воспитании молодых людей является то, что в основе народной педагогики лежит уважение к человеку, семье и роду, к труду и профессии, к обществу и народу.
3. Многолетние наблюдения показывают, что морально-этическое становление юношей и девушек протекает успешно, если оно осуществляется на всех возрастных этапах их развития. Вместе с тем оно более актуально в период старшего школьного возраста, располагающего особенно широкими возможностями в плане становления личности.
4. Необходимым условием повышения эффективности процесса восприятия данного курса учащимися является соответствующая подготовка учителя. Эффективность использования народных традиций зависит как от понимания учителем роли и значения народного педагогического наследия, так и от его умения использовать соответствующие возрасту и полу учащихся педагогические средства, формы и методы оптимального раскрытия, пояснения и привития им социально значимых качеств и поведения согласно прогрессивным традициям и обычаям народной педагогики.
5. Особую приоритетную роль в этом процессе играет семья, психолого-педагогическое руководство родителями моральным становлением личности юноши и девушки, осознание ими важности данной проблемы.
Законопроект о воспитании (2020 г.), рекомендованный Президентом России В.В. Путиным как дополнение к Закону «Об образовании РФ», принятый Государственной Думой в третьем чтении, даёт ясные и четкие установки по формированию духовно-нравственного, эстетического, физического облика граждан России на общечеловеческих ценностях национальных культур. В этой связи наиболее эффективной формой решения ключевых установок законопроекта о воспитании является обязательное изучение в 10-11 классах школ республики апробированного в течение более 20 лет курса «Подготовка юношей и девушек к жизни».
Предмет «Культура и традиции народов Дагестана» и его неотъемлемая составляющая – курс «Подготовка юношей и девушек к жизни» – есть чрезвычайная необходимость и важнейшее средство своевременного приостановления деградации молодого поколения. Его содержательно целевые установки не в силах реализовать ни один общеобразовательный предмет современной школы. Чем раньше мы это поймем и вернем предмету надлежащее ему место в учебных планах дагестанских общеобразовательных школ, тем раньше получим и духовно, и нравственно, и эстетически, и физически сложившихся юношей и девушек – достойных продолжателей исторически прогрессивных, жизнедеятельных традиций народов Дагестана.