Подвижник народной хореографии
В самоизоляции ведущие учреждения культуры республики подняли из архивов записи своих концертов, театральных постановок, вернисажей… Так, Республиканский дом народного творчества на своем официальном ресурсе в Интернете представил вниманию всех желающих документальный фильм «Чудак из Чукна» о легендарном танцоре, собирателе народных танцев Джамалутдине Муслимове.
Эта документальная картина впервые была представлена широкому зрителю в 1994 году по центральному телевидению. Лента рассказывает о судьбе народного артиста Дагестана. Если же взглянуть шире, это фильм о человеческой самоотверженности и бескорыстии, патриотизме и преданности своему делу. Фильм о том, как буквально пешком
Д. Муслимов, талантливый фольклорист-сподвижник, исходил почти весь Дагестан в поисках элементов народной хореографии, по крупицам восстанавливая многие забытые танцы. С его легкой руки расцвет фольклорных коллективов пришелся на 70-80 годы прошлого столетия, когда он создавал народные ансамбли почти во всех районах Дагестана – Цунтинском, Лакском, Тляратинском, Гергебильском, Ахвахском, Кулинском, Советском, Ботлихском и многих других. Вся его жизнь была неразрывно связана с фольклором и народной хореографией.
«Чудак из Чукна» получил высокую оценку в 1994 г. на X Международном фестивале телевизионных программ «Радуга» в Калининграде. Это был престижный фестиваль, где свои программы представили более 30 стран-участниц из Европы, Азии и Африки. Фильм занял одно из призовых мест, был награжден дипломом конкурса и получил право показа на каналах российского ТВ. Его смогли увидеть миллионы зрителей по всей стране. Позже фильм представлял народное творчество и культуру Дагестана на международных фестивалях в Польше и Аргентине.
«Чудак из Чукна» долго не сходил с телеэкрана и стал благодарной памятью об аксакале дагестанской хореографии, покорившем мир своим талантом.
Фильм рассказывает о многих интересных фактах из жизни народного артиста. Как, к примеру, в довоенные годы юный Джамалутдин, попросив своего односельчанина взять его с собой в Пермскую область, учился ремеслу лужения посуды. Юноша был трудолюбив и любознателен, чем заслужил похвалу своих учителей. А в перерывах между работой поднимался на крышу лудильной мастерской и оттачивал свое танцевальное мастерство. Так шлифовался талант танцора, ставшего позже первым профессиональным хореографом республики.
В годы Великой Отечественной войны, будучи артистом Киргизского государственного театра оперы и балета, он в составе бригады бывал на передовой линии Волховского, Брянского, Ленинградского фронтов, под Москвой, Орлом, Сталинградом, Курском. Танцевал в госпиталях, окопах, поддерживая у фронтовиков боевой дух и уверенность в победе. После войны работал в республиках Средней Азии. Вернувшись в 60-е годы в Дагестан, неустанно занимался возрождением фольклорного танца.
Именно благодаря его энтузиазму народная хореография нашей республики получила необходимый толчок в своем развитии, и по сей день уникальные этнические танцевальные традиции – это духовное богатство Дагестана. Разнообразная народная хореография позволяет нам выгодно выделяться не только среди других республик СКФО, но и в целом среди других субъектов страны, ведь ни в одном из них не проживает столько народов и где народы сохранили и донесли до наших дней уникальные хореографические традиции. В Дагестане сумели, и все это благодаря таким энтузиастам, преданным искусству родной земли, каким был и останется в памяти потомков Джамалутдин Муслимов.