X
08:02 21.08.2020

Подзабытые родниковые обряды

Родник не иссякнет, пока в ауле живет хотя бы один человек. Фразы, услышанные в селах, запоминаются навсегда, возможно, потому что в них мудрость не одного поколения. Родники, как мосты. И в горах их много, есть молодые, есть и напоминающие аксакалов, есть и высохшие. Но они были когда-то, и о них помнят. Вот едешь ты в какое-нибудь село, а попутчик обязательно скажет: «Смотри, здесь раньше мост был… а вот здесь родник…».

В одном из прошлых материалов я рассказывала о том, как важен для села родник. Пусть даже в этом селе в каждый дом проведена вода. Родник здесь и живительная сила, и место для совершения обрядов. Многие обычаи наших предков, к сожалению, уже утеряны. А вы знали, что жители села Вихли во время засухи оставляли грудных детей голыми у родника? Так они вызывали дождь. А как-то на равнине услышала такой рассказ о кумыкских невестах. Оказывается, они получали разрешение выходить на улицу, бывать на праздниках, похоронах, работать в поле только после обряда сувгъа чыгъыв, то есть хождения за водой к роднику. Когда, наполнив кувшины, женщины, сопровождавшие невесту, возвращались в село, впереди идущий парень торжественно возвещал: «Эй, люди, скажите «савбол», идет с водой невеста!».

Есть в Ахвахском районе старинный обряд «Выбор жениха». Девушке разрешалось самой выбрать себе суженого публично после какой-либо сельской свадьбы или традиционных посиделок – «гвая». И даже Расул Гамзатов описал его в поэме «Аттестат любви» и стихотворении «В Ахвахе». По рассказам старожилов обряд «Выбор жениха» у ахвахцев появился в XVI-XVII веках и проводился вплоть до 30-40-х годов ХХ века. Потом началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов, многие не вернулись с войны, в селах был траур, и обряд остался в прошлом. После на смену ему пришел другой обычай. С раннего утра молодые горняки спешат к роднику за водой. По дороге домой обмениваются последними новостями. В это время на годекане уже собираются молодые горцы. По селу уже идет слух, что у одной из девушек собираются на «гвай». Девушки поют, чистят кукурузу, делают пряжу из шерсти, загадывают и разгадывают загадки, на огне варится сушеное мясо.

В Ахвахском районе есть старинный обряд «Выбор жениха». Девушке разрешалось самой выбрать себе суженого после сельской свадьбы или традиционных посиделок – «гвая»

По дороге к дому девушки, парни громко пели и играли на музыкальных инструментах. Подойдя к дому, молодые люди по очереди забрасывали папахи в окно. Папаху дорогого сердцу человека девушка оставляла у себя, а остальные вылетали обратно в окно. Слух о выборе невесты быстро расходился по селу, и свадьбу традиционно играли поздней осенью, после сбора урожая и завершения всех полевых работ.

Это сегодня никто из городских и представления не имеет, что, кроме как приготовить первый послесвадебный хинкал для гостей, надо было еще и ходить к роднику за водой. В некоторых селах, несмотря на наличие воды в доме, все еще стараются придерживаться обычаев, потому что верят в тайные смыслы родникового ритуала.

У хунзахцев выход невесты к роднику – один из важных послесвадебных обрядов. Как пишет кандидат исторических наук Заира Алигаджиева, невеста в сопровождении нарядно одетых подруг и родственниц мужа под звуки зурны и барабана медленно направлялась к ближайшему источнику. Женщина впереди несла в руках поднос со сладостями и раздавала всем встречным. Новобрачная, наполнив кувшин водой, медленно возвращалась в дом мужа, и с этого момента ей разрешалось одной выходить из дома. У андалальцев до прихода невесты к роднику местная молодежь захватывала источник жизни и никого к нему не подпускала без выкупа. Откупались от захватчиков сладостями. А пока кувшин наполнялся водой, подружки осыпали невесту орехами, сахаром, монетами. По возвращении домой невеста первым делом подавала воду мужу, а после всем гостям. И только после этого обряда она имела право обращаться к родителям мужа, называя их «отцом» и «матерью».

«У чамалальцев после свадьбы обычно через неделю невесту выводят первый раз за водой к роднику. И ее сопровождают только самые близкие родственницы молодого мужа. Перед выходом к роднику она мазала свои щеки курдючным салом. При этом одна из родственниц держала над головой поднос со сладостями. Звучала музыка, пели песни и всем встречным раздавали сладости. У родника устраивали танцы. Затем самый близкий родственник жениха наполнял кувшин невесты водой или же она сама наполняла кувшины всех женщин, находившихся в ее свите. С этих пор молодая жена полностью включалась в домашнее хозяйство», – рассказывает Заира Алигаджиева.

Совсем нелегко приходилось невесте из Чародинского района. После выхода к роднику она в тот же день отправлялась на покосный участок, правда, в новом халате и с серпом и веревкой из разноцветных шерстяных нитей в руках, что заботливо уложила в приданое мама. Кто из девушек быстрее выкосит свой участок – той полагался приз – косынка или кусок ткани. Скошенную траву невеста стягивала той самой веревкой, взваливала стог на спину и несла домой.

Статьи из «Культура»

Великому подвигу посвящается!

17
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Гений танца

14
На его счету множество авторских постановок, основывающихся на фольклоре Дагестана и...

Он живёт балетом

72
На следующей неделе, 29 апреля, профессиональный праздник всех, кто не представляет своей...

Мечтал устроить рай на земле

5
Один из пяти осужденных на смертную казнь декабристов Кондратий Рылеев признавался жене,...

Покорили сердца петербуржцев

11
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

«На два дня вы забудьте про меня…»

38
В марте этого года ушел из жизни талантливый певец и...

Мы пишем летопись Победы!

60
С первых же дней начала спецоперации на Украине журналисты «Дагестанской правды» начали...

Линия плюс форма

9
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Наш ответ «Османам»

230
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Победный месяц

21
Нынешний год особенный для всех россиян, он проходит под знаком празднования 80-летия Победы...

История Дагестана и музей

14
В экспозиции Национального музея РД им. А. Тахо-Годи представлена картина «Андалал. 1741 г....

Она считала себя гусаром

12
Фильм «Гусарская баллада» по праву входит в золотой фонд советского кино. В нем...