Поэт, писатель, сценарист
– Тяжело оценивать творчество Ахмедхана Абу-Бакара, ведь я относился к нему именно как к отцу. Да и прочитал впервые его произведения в довольно зрелом возрасте – в молодости предпочтение отдавал беллетристике и детективам, – рассказывает Дауд. – Вспоминать об отце тоже очень трудно – боль потери близкого человека с годами не становится меньше.
12 декабря исполняется 90 лет со дня рождения известного писателя, поэта, сценариста, публициста, талантливого драматурга Ахмедхана Абу-Бакара (настоящая фамилия Абакаров). Его сын Дауд – исполнительный директор благотворительного фонда «Инсан» – в беседе с корреспондентом «ДП» рассказал, каким ему запомнился отец.
Добрый и отходчивый
В своих произведениях «певец дагестанской земли», как его часто называли, ярко и увлекательно описывал жизнь Страны гор. Народный писатель ДАССР, он заслужил огромную популярность, поклонники его творчества находились во всех уголках нашей необъятной страны и за её пределами. Фильмы, снятые по книгам драматурга, хочется пересматривать, грустить и смеяться вместе с героями, а спектакли, что показывает Даргинский театр по мотивам его произведений, по сей день остаются актуальными и злободневными.
Детям известных личностей приходится непросто, на них ложится большая ответственность, ведь каждый проступок может отразиться на родителях.
Многим Абу-Бакар известен прежде всего как создатель фильмов «Тучи покидают небо», «Чегери», «Адам
и Хева» и другие
– Наша семья, наверное, ничем не отличалась от какой-либо другой советской семьи. Отец был достаточно строгим, но при этом добрым и отходчивым, – вспоминает Дауд. – Не делил людей по чину и рангу, его часто можно было встретить в компании приятных, трудолюбивых и позитивно настроенных людей. В дружбе был преданным и для своих товарищей, казалось, делал больше, чем для семьи. Папа был настоящим бойцом, не прогибавшимся перед сложной ситуацией.
Странная привычка
Абу-Бакар любил вкусно поесть, но не был привередлив в еде, его ужин мог ограничиться куском хлеба и кефиром.
– Одна его привычка казалась довольно странной – он любил есть недоваренную картошку. Оказалось, что это вкус из детства. Вместе с другими сельскими ребятишками, уставшими после работы в поле, они брали с собой свежевыкопанный картофель и жарили на костре. Дети были настолько голодными и нетерпеливыми, что ели её недоваренной, – улыбается Дауд и тут же вспоминает, как отец радовался от одной мысли, что может их осчастливить. – Ни я, ни покойный брат ни в чём отказа не получали. Старший брат не любил публичности, но работа в прокуратуре РД заставляла быть на виду. В отличие от меня Тимур учился хорошо: с отличием окончил МГУ, был ведущим аспирантом вуза. Разницу в 11 лет мы не чувствовали, хорошо понимали друг друга. Хочется верить, что от отца мы переняли такие черты характера, как милосердие, коммуникабельность и принципиальность. Родители ездили за границу, чаще всего в Карловы Вары, на термальные источники.
Ахмедхан Абу-Бакар был человеком щедрым, и об этой черте его характера я слышала от старших коллег из редакции «Замана», которым посчастливилось работать вместе с ним (Абу-Бакар был редактором этой республиканской газеты, тогда ещё выходившей под названием «Ленинское знамя»). Журналисты вспоминали, что если рядом оказывался Ахмедхан, то никому не позволял оплатить за проезд либо еду в столовой. А друзей сына (Тимура) угощал каждый раз, как ездил в Москву.
– Отец думал, что они нуждаются в поддержке, а может, как и он когда-то, стипендию отправляют домой и сами перебиваются случайным заработком. В послевоенные годы всё давалось нелегко, папа понимал, что на иждивении у матери ещё трое детей, – говорит Дауд. – Он вспоминал, как в годы учебы в Литинституте три дня до экзамена по теории литературы оставался голодным, но просить кого-либо о помощи не позволяла совесть. Настал день сдачи экзамена. Отвечая на вопросы, папа не отводил глаз от профессорского бутерброда, бережно накрытого салфеткой. Педагог выставил оценку в зачётку и отпустил со словами: «Берите и идите». Машинально схватив бутерброд и зачетку, отец направился к выходу… Потом, дождавшись завершения экзамена, подошёл к экзаменатору и извинился, на что профессор ответил: «Если бы вы, Абакаров, не сдали экзамен на отлично, то я не простил бы бутерброд».
Кубачинский браслет
О трепетном отношении Ахмедхана Абу-Бакара к супруге Фатиме знают все, кто даже мало-мальски знаком с биографией писателя. Она стала героиней его автобиографической повести «Браслет с камнями», по которому был снят художественный фильм «Загадка кубачинского браслета». Об истории знакомства Фатимы и Ахмедхана Абакаровых сын Дауд узнал как раз после просмотра киноленты.
– Повесть автобиографическая, правда, отец наступил на ногу маме в метро, – рассказывает Дауд. – В те годы иногородних студентов было не так уж и много, особенно из Дагестана. А услышав на кубачинском диалекте: «Чтоб у тебя ноги отсохли», отец был, мягко говоря, удивлён.
Игровая картина «Загадка кубачинского браслета» участвовала во Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов, проходившем в 1983 году в Алма-Ате. Тогда это был единственный в стране фестиваль телевизионного кино. «Браслет с камнями» получил диплом и приз «за поэтическую разработку жанра лирической комедии». А героиня действительно необычная женщина – мудрая, талантливая и обаятельная. Ею, кандидатом филологических наук, заслуженным деятелем науки РД, лауреатом Госпремии РД в области науки, была проведена большая работа по сбору, изучению фольклора даргинцев. Фатима Омаровна любила свою профессию, поддерживала связь с коллективом Дагестанского филиала РАН даже после выхода на пенсию.
– Удивительно, как ей удавалось раскрывать творческий и научный потенциал, параллельно вести быт, а ведь гости в доме бывали практически каждый день, – делится Дауд воспоминаниями о матери, которую он запомнил энергичной и жизнерадостной. – Она говорила, что вышла замуж за нашего отца только потому, что видела, какой он работоспособный. Да и мог ли остаться без внимания интеллигентный, всесторонне развитый, уверенный в себе молодой человек. Мама любила отца, уважала его, и чтобы понять их взаимную симпатию, достаточно было наблюдать за ними. Она знала, что за Ахмедханом как за каменной стеной, ценила в нём спокойствие, надёжность, умение отвечать за свои поступки. Они оба были трудоголиками. Папа даже смотрел пробы актёров, присутствовал на съёмках, и добрые отношения, складывающиеся во время съёмочного процесса, сказывались на работе.
А еще он очень любил детей, собирал вокруг себя ребятню и мастерил для них свистульки. Навыки мастерства я перенял у него, недолго преподавал ювелирное дело, был лаборантом на худграфе ДГПУ. Сейчас время от времени работаю в собственной небольшой мастерской.
За рабочим столом
Вы удивитесь, но в доме Ахмедхана Абу-Бакара не было отдельного кабинета, где мастер слова, уединившись, мог бы переносить на страницы жизнь и быт Дагестана, создавать запоминающихся героев будущих фильмов.
Машинка, за которой работал Абу-Бакар
– Он работал в зале, в этой комнате всё время был включен телевизор, а члены семьи были заняты своими делами. За складывающимся обеденным столом собирались родственники и друзья, а в минуты вдохновения он трансформировался в рабочий. Когда интересная идея посещала его, вдруг вставал с дивана, надевал очки, садился за стол и начинал что-то записывать. Вечерами мог работать часами, не вставая из-за стола. Но всё же думаю, что полноценно он занимался творчеством на работе, – считает Дауд. – Когда спрашивали: «Откуда черпаешь идеи, Ахмедхан?» – он отвечал: «Идей столько, что переварить за одну жизнь невозможно».
С Ахмедхана Абу-Бакара началась история дагестанской кинематографии. Первый дагестанский художественный фильм «Тучи покидают небо», вышедший в 1959 году, сразу получил огромный успех. Сцены, как позже признавался сам он в интервью Владимиру Шиленкову (программа «Стоп. Кадр»), выглядят немного наивными. Имея тот опыт, который у него появился позже, можно было бы подать острее. Кинолента для сценариста и зрителя была дорога тем, что многие артисты были из Дагестана, даже те, кого задействовали для массовки. После просмотра фильма зрители звонили со словами благодарности. Увы, как отмечал Абу-Бакар, в последующих фильмах такой ансамбль дагестанцев собрать не удалось.
По произведениям писателя снято 12 фильмов, в числе которых «Адам и Хева», «Ожерелье для моей любимой», «Загадка кубачинского браслета», «Тайна рукописного Корана», в общей сложности 10 полнометражек. Его произведения переведены на более чем 50 языков мира. Но осталась у Абу-Бакара неисполненной мечта – открыть киностудию в Махачкале. Возможно, если б не ушёл из жизни так рано (59 лет), её удалось бы воплотить в жизнь.
– Поклонникам творчества Ахмедхана Абу-Бакара наверняка интересно открывать новые страницы биографии любимого писателя, но я редко делюсь воспоминаниями о нём. Практически не принимаю участия в творческих вечерах, потому что неприятно сталкиваться с людьми, вредившими отцу, а потом с высокой трибуны говорившими о преданности и многолетней дружбе. Наша с вами беседа – первая и единственная, где я откровенно говорю об отце, – признался Дауд. – Несколько лет назад из его дома хотели сделать музей, более того, подготовили проектно-сметную документацию (с учётом штатных единиц). Стены дома оказались непригодными и опасными, строение нуждалось в капитальном ремонте. Понимая, что это память о папе как о драматурге и писателе, согласился отдать дом под музей, но дальше слов дело не пошло. Проект передавался из одного ведомства в другое. Музей, как позже узнал, соорудили в сельской школе, в которой он даже не учился.
А отцовский дом мы отремонтировали и по возможности ездим в село. Там стоит старая мебель, напоминающая о детстве. Два внука, внучка и правнучка собираются вокруг стола, за которым когда-то трудился их знаменитый дед.