Поэт: сегодня, завтра и всегда

Судьба одарила меня счастьем видеть, слышать и беседовать с выдающимся поэтом современности, патриархом дагестанской литературы Расулом Гамзатовым. В моей памяти он остался разным: веселым, задорным, грустным и очень серьезным. После смерти супруги Патимат, к сожалению, часто был печальным. Но никогда я не видел, чтобы он был злым или сердился сильно на кого-то.
Сегодня, когда отмечается Год Расула Гамзатова, хочу поведать о нескольких моих встречах с ним.
Лошадь в крапинку
В первый раз Расула Гамзатова мне довелось увидеть летом 1981 года. Тогда я, шестнадцатилетний школьник, приехал к родственникам в Махачкалу. Помню, с приятелем гуляли по проспекту Калинина. Когда проходили мимо парка 50-летия Октября, увидели много народу. Оказывается, в этот день было намечено открытие летнего кинотеатра «Победа» (сейчас заброшенное строение). Ждали приезда Расула Гамзатова. Присоединились к толпе и мы.
А неподалеку паслась лошадь, очень красивая. Вся белая, как ранний чистый снег, только на лбу несколько черных крапинок. Она мирно щипала траву, временами взбрыкивая, видимо, отгоняла назойливую мошкару.
Через полчаса приехали почетные гости, и среди них Расул Гамзатов. Оркестр сыграл праздничный туш, и на трибуну взобрался, тяжело дыша, довольно полный мужчина. Это был какой-то чиновник из министерства культуры. О чем говорил чиновник, не помню, а вот речь Расула Гамзатова запомнил.
Поэт сказал несколько слов о кинотеатре, о том, насколько он необходим людям, которые летними вечерами отдыхают в парке. Потом речь зашла о Дагестане, достоинствах республики. Расул Гамзатов стал рассказывать, как в давние времена наши парни похищали на лошадях девушек, и в этот момент та самая лошадь вплотную подошла к толпе. Ее белая голова с черными крапинками высилась над людьми как монументальное изваяние. Директор кинотеатра засуетился, пытаясь лошадь отогнать. А Расул Гамзатович пошутил:
– Вот на таких лошадях, наверное, и похищали наши парни девушек…
Люди засмеялись. А директор в этот момент подкрался к лошади (хотел, наверное, ухватить за гриву) и вдруг получил удар ногой по плечу. В результате чего отлетел далеко в сторону.
Хохот поднялся неудержимый. Расул Гамзатов тоже не мог сдержать смеха.
После торжественного мероприятия я и мой друг взяли у Расула Гамзатовича автографы на память.
Москва – Махачкала
В 1986 году зимой я ехал в поезде из Москвы в Махачкалу. В купе, кроме меня, были еще двое: светловолосая симпатичная женщина около сорока лет Светлана Викторовна, которая представилась работницей библиотеки, а также мужчина интеллигентного вида лет под шестьдесят, как потом выяснилось, кандидат исторических наук. Когда он вошел в купе, отрекомендовался:
– Ибрагим Наврузбекович. Еду домой. Был в командировке.
После знакомства спустя некоторое время мы стали пить чай. Во время этой довольно прозаичной процедуры Ибрагим Наврузбекович вдруг достал из сумки бутылку французского коньяка и предложил выпить.
Светлана Викторовна округлила глаза, как будто увидела нечто невероятное, и воскликнула:
– Ну что вы! Это очень дорогой коньяк. Не стоит открывать. Такой коньяк только по особому случаю надо пробовать…
Ибрагим Наврузбекович как будто бы недовольным взглядом окинул женщину и неохотно убрал коньяк обратно.
В это время в купе заглянула проводница и спросила:
– Чаю еще хотите?
– Да, хотим, – немного раздраженным голосом сказал Ибрагим Наврузбекович. А потом добавил: — Ничего не поделаешь, сегодня придется пить только чай…
Собравшись уходить, проводница вдруг таинственно сообщила:
– В нашем поезде едет сам Расул Гамзатов…
– Где? – спросил историк.
– В соседнем вагоне, – уточнила проводница и, еще раз одарив нас своей ослепительной улыбкой, удалилась.
Ибрагим Наврузбекович встал и, обращаясь к нам, сказал:
– Извините меня. Мы с Расулом Гамзатовичем хорошо знаем друг друга. Пойду, поздороваюсь с ним. Думаю, он будет рад мне…Так что, наверное, пейте чай без меня.
Светлана Викторовна вдруг встрепенулась.
– Ой, а не могли бы вы пригласить его сюда. Я никогда не видела Расула Гамзатова…
Ибрагим Наврузбеков удивленно воззрился на библиотекаршу.
– Как это — сюда?
Она беспокойно спросила:
– Думаете, не придет?
Историк некоторое время молчал, потом хлопнул себя по бокам:
– А это мысль. Почему бы не пригласить такого уважаемого человека к нам…
Признаться, я сам лично не очень верил в то, что Расул Гамзатович придет. Прошло полчаса. Я вышел из купе и тут действительно увидел, что Ибрагим Наврузбекович идет вместе с Расулом Гамзатовым. Пассажиры, которые стояли в проходе, с неподдельным интересом и восторгом глядели на известного поэта.
Я сказал Светлане Викторовне:
– Расул Гамзатов идет.
Женщина сразу разволновалась, засуетилась. Быстро навела на столике порядок. Потом привычным движением руки стала поправлять прическу…
Когда Расул Гамзатов зашел в купе и присел у окна, Ибрагим Наврузбекович тихо попросил меня купить в ресторане какую-нибудь закуску. – А выпивка у нас уже есть, – подмигнув, радостно заявил он.
Я ушел. Помню, купил коробку шоколадных конфет и какую-то колбасу. Когда вернулся, Ибрагим Наврузбекович и Расул Гамзатович о чем-то неторопливо беседовали, а библиотекарша сидела с широко раскрытыми глазами буквально вся пунцовая.
Я поздоровался с Расулом Гамзатовичем и положил на стол покупки. В ту же минуту на столе появился и дорогой коньяк. Светлана Викторовна, смущаясь и всё время, поглядывая на поэта, начала нарезать колбасу тонкими ломтиками.
Расул Гамзатов пошутил:
– Там, где Ибрагим, всегда рядом красивые женщины…
Библиотекарша еще больше смутилась, а Ибрагим Наврузбекович радостно объявил:
– Она не только красивая, но и умная. Я хотел открыть коньяк, а она, можно сказать, запретила. И спасибо ей за это. Вот теперь у нас есть настоящий особый случай для распития этого напитка.
Статьи из «Расул Гамзатов»
Беседы с Расулом Гамзатовым

И вновь на сцене Расул
