Поэт живёт в своих стихах
Острые стрелы его сатиры били точно в цель. Он по праву входит в когорту талантливых классиков дагестанской литературы. Азиз Иминагаев – один из основоположников даргинской советской литературы, член Союза писателей СССР (с 1936 года).
Поэт считал литературное творчество делом жизни, своей миссией. И как сказал на вечере памяти, посвящённом 130-летию со дня рождения Азиза Иминагаева, его внук, председатель Краснодарской краевой общественной организации «Центр культуры народов Дагестана «Единство» Иса Азизов, сатирические произведения поэт создавал на всех этапах творчества.
– Но талант в большей степени проявился в военные годы. Для советских солдат поэзия выступала союзницей, она была им необходима как воздух и хлеб, как винтовка и снаряды. Она звучала остро, актуально и злободневно, помогая нашему народу в борьбе против фашистского мракобесия, – говорил И. Азизов.
Стихотворение «На страже» (1941) и сегодня звучит словно гимн для тех, кто защищает родные рубежи:
…Пусть знает вражья свора,
Чтоб родину сберечь,
У нас крепки запоры
И несгибаем меч…
Строки из произведений Иминагаева, как острый меч, вонзаются в сердце врага и в то же время вселяют уверенность своим солдатам.
На музыкально-поэтическом вечере выступили представители литературного сообщества, творческая интеллигенция, любители поэзии. Мероприятие было организовано Союзом писателей РД, ДРОО «Историко-культурное наследие», Музеем-заповедником – этнографическим комплексом «Дагестанский аул», Национальной библиотекой РД им. Р. Гамзатова, Даргинским государственным музыкально-драматическим театром им. О. Батырая, ГТРК «Дагестан» и Театром поэзии.
Концертные номера, подготовленные центрами традиционной культуры Сергокалинского, Дахадаевского, Кайтагского, Акушинского и Левашинского районов, были пронизаны духом патриотизма, чувством гордости за историческое прошлое и настоящее нашей страны. В программе прозвучали произведения поэта, песни на его стихи и литературные строки, посвященные памяти Азиза Иминагаева.
Известно, что родился он в 1892 году в селе Аймау-Махи (Сергокалинский района) в семье крестьянина-бедняка. Учился в медресе. Литературным творчеством стал заниматься ещё до революции. Первое его стихотворение «Жизнь рабочего» датируется 1910 годом. Он первым в дагестанской литературе заговорил о тяжёлой жизни рабочего класса, поэт создал символический образ человека труда («Жизнь рабочего» – «Ялчила гIямру», 1911). С его именем связано сатирическое направление в даргинской литературе. В антиклерикальных произведениях «Что мулла сделал с Мусой» («Маллалаан Мусас си бякьиба»), «Мулла и девушка» («Маллара рурсира»), «Труд муллы» («Маллала къийин») и многих других поэт разоблачал происки служителей религии, носителей феодальных нравов. Перу Иминагаева принадлежат многочисленные агитационные произведения, восхваляющие жизнь при Советской власти, любовь к Родине и осуждающие невежественных и жадных мулл, кровную месть, лень и прочие пороки. Многие стихотворения носят агитационный характер; они направлены против старых обычаев («Долой кинжал», «О моих трудностях», «Жалоба свиней»), религиозного дурмана, недобросовестного отношения к труду.
В годы гражданской войны поэт был в первых рядах борцов за установление Советской власти в Дагестане, командовал партизанской сотней. По окончании войны работал учителем, а с 1926 года – в редакции даргинской газеты. Был членом ВКП(б) с 1920 года.
Первый сборник стихов А. Иминагаева «Сердце моё» на родном языке, в котором он бичевал угнетателей трудового народа, пережитки прошлого, ратовал за новую жизнь, за свободу и равноправие, вышел в свет в Даггизе в начале 1941 года. Вместе с собратьями по перу Рабаданом Нуровым и Сайгидом Абдуллаевым он создавал даргинскую советскую поэзию.
Азиза Иминагаева литературные критики называли «ровесником времени», его произведения, как отметил профессор, доктор филологических наук, руководитель даргинской секции Союза писателей Дагестана Муса Багомедов, это классика, которая всегда звучит свежо.
– Особую актуальность его стихи приобретают сейчас, когда против нас воюет весь мир, – подчеркнул профессор. – С первых дней Великой Отечественной войны
А. Иминагаев, несмотря на болезнь, служил в армии. В стихах, написанных в военные годы, используя свой опыт поэта-агитатора, поэта-газетчика, поэта-сатирика, воспевает героизм советского народа на фронте и в тылу, выражает в поэтических строках любовь к Родине, чувство воинского братства и презрение к врагу.
– Сатира как феномен культуры в годы Великой Отечественной войны играла большую роль. Она воодушевляла наших людей, укрепляла веру в Победу, – сказала директор Музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова. – На примере произведений А. Иминагаева и его собратьев по перу, ярко отразивших тему служения Родине, переживаний человека на войне, и нужно воспитывать подрастающее поколение.
Мало кто знает ещё об одной грани таланта Иминагаева – он был отменным музыкантом, исполнял народные песни на чунгуре. По мнению народного поэта Дагестана Аминат Абдулманаповой, Иминагаев – один из последователей классика даргинской литературы, прославленного Омарла Батырая.
Он такой же бунтарь, как и Батырай: продолжает тему борьбы и противостояния в своих бессмертных строках. И действительно, вчитываясь в стихи, глубже понимаешь его философию, находишь в них отголоски поэзии предшественников. Чтобы лучше понять это, следует ознакомиться со сборниками, вышедшими в Дагестанском издательстве в разные годы: в 1950-м, в 1959-м, в 1987-м.
Но, увы, произведения Иминагаева могут прочитать только носители даргинского языка, а русскоязычному читателю поэт знаком лишь по нескольким произведениям. Невольно задаёшься вопросом: почему его стихи до сих пор не переведены на русский язык? Оказалось, что средств для издания готового объёмного труда (переводы и подстрочники), хранящегося в Рукописном фонде Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДФИЦ РАН, не нашлось. Узнав о таком кладезе, пылящемся на полках института, руководитель ДРОО «Историко-культурное наследие» Перзият Багандова выступила с соответствующей инициативой и взяла расходы на издание рукописи на себя.
Следующие поколения также будут обращаться к произведениям классика. Ведь поэты не умирают – они живут в своих стихах.