Откуда в сельском мальчишке из крестьянской семьи проявился яркий талант поэта? Писать начал рано, первые стихи родились, когда он учился еще в школе, и был уверен, что самое дорогое, что у него есть, – это его родное село Гонода, где он жил, пока не уехал учиться в Москву в Литературный институт, который стал для него «тем же, чем было для Пушкина Царское Село».
Но где бы ни находился поэт, он считал, что «огонь родного очага манит издалека». Его огорчало, что обстановка сегодня даже в селении, изрядно обезлюдевшем в последние годы, тревожная:
С вершин слетели горные орлы,
Отцовские аулы опустели.
Ни звука. Комья серые золы
В забытых очагах уже дотлели.
Более 20 лет он возглавлял правление Союза писателей республики. Для дагестанской литературы это была непростая эпоха: распадались былые связи в писательском сообществе, художественное слово терялось в бурном потоке социальных и экономических изменений.

Студенческие годы поэта
Своим безусловным авторитетом, силой духа, незыблемостью жизненных принципов и убеждений Магомед Ахмедович сумел сохранить крупнейший писательский союз, наладить его деятельность, всемерно поддерживать российский литературный процесс. Он смог соединить в себе административный авторитет председателя правления СП РД с благодатным даром духовного лидера. Его энергия, его подвижничество привлекли в Союз писателей Дагестана множество молодых, талантливых авторов, писателей и поэтов.
Каждый великий поэт оставляет после себя школу, последователей. Магомеду Ахмедову удалось создать свою школу, которая учит и поныне молодых поэтов быть искренними, самобытными, быть самими собой.
В эти сложные годы, когда «честь имею» – два коротких слова – выбросил из лексики мой век», Магомед Ахмедов всецело углубился в работу, сделал все возможное, чтобы дагестанская литература оставалась в роли главного морального и нравственного ориентира, продолжала объединять всех, кто дорожит уникальным богатством родного языка. Деликатный и тактичный, Магомед Ахмедович никому не навязывал своего мнения и уважительно относился к каждому из писателей независимо от его взглядов и вклада в литературу.
На формирование его как поэта серьезное влияние оказала русская литература. В его представлении она всегда была главным связующим звеном между всеми людьми, кто относит себя к русской культуре вне зависимости от географических или политических рамок.

При анализе поэтики Магомеда Ахмедова бросается в глаза преобладание философской лирики, основными мотивами которой стали рассуждения поэта о вечных ценностях, смысле жизни, мироустройстве, бытии человека. Это циклы «Думы» и «Бесы», «Тихие сонеты», поэмы «Древний дом», «Город», «Гадалка», «Поэт и женщина», «Али-Гаджи из Инхо» и другие. В этих произведениях поэт стремился осмыслить мир и место человека в нем. Автор с особой полнотой подчеркивал этот пафос познания, эту веру в постоянное развитие природы и общества.
В моем языке есть и рокот, и клёкот. Орлица метнет мне перо со скалы. Не стоит стыдиться родимых истоков, даже когда те истоки малы. Поэт считал, что душа народа – это прежде всего родной язык, и всё его творчество было истовым служением сбережению этого главного национального достояния
Магомед Ахмедов – поэт, на которого хочется равняться в его глубокой любви к Дагестану, родному слову, традициям, народу.
На протяжении последних десятилетий он являлся ключевой фигурой в современной дагестанской литературе и для нашего писательского сообщества.
Всей жизнью, делами, каждой своей книгой, статьей он давал пример того, что творчеству, порученному делу всякий раз надо отдавать все силы, все способности, весь талант, который имеешь, иначе слова о любви к людям и Родине никогда ничем не оправдаются. И он всегда находил главное, что требует своего решения, и в писательском деле, и в работе.
Яркий, талантливый, творчески одаренный человек, Магомед Ахмедович служил истово и самоотверженно делу сбережения нашего главного национального достояния – великого, гуманного, живого, искреннего родного слова. Его творчество обладало большим запасом жизненности и силы. Поэт хорошо знал, что душа народа и его сознание – это прежде всего родной язык:
В моем языке есть и рокот, и клёкот.
Орлица метнет мне перо со скалы.
Не стоит стыдиться родимых истоков,
И даже когда те истоки малы.
Жизнь и творчество Магомеда Ахмедовича – ярчайший пример высокого подвижнического служения родному слову и Отечеству. Нам воистину повезло, что в сложнейший разломный период истории страны у руля писательского Союза Дагестана стоял поэт-патриот, сражавшийся за национальные интересы, духовные ценности и достоинство народов Дагестана.

Одна из главных тем в творчестве Ахмедова – Дагестан:
С именем твоим, Дагестан, горел мой вздох,
С именем твоим, Дагестан, сиял мой меч.
Мир стал кривым, но я выпрямился, как мог,
Чтобы сберечь себя и имя твое сберечь.
Поэзию он сравнивал с фабрикой, вырабатывающей стратегический продукт – художественное слово. А слово у Магомеда Ахмедова отточено и взвешено:
Возлюби Человека, и тогда ты поймешь,
что на этой земле не напрасно живешь.
Магомед Ахмедов ставил литературу и культуру, по сравнению с экономикой, на первое место, потому что человек, который вооружен мировой культурой, принимает правильные решения в жизни.
Творчество М. А. Ахмедова пользуется неизменным успехом в народе. В последние годы в различных издательствах страны вышло немало его произведений, где он смог дать авторитетные, объективные и взвешенные ответы на многие вопросы, терзающие современников. Он призывал:
Возлюби Человека, и тогда ты поймешь,
что на этой земле не напрасно живешь.
Образ поэта всесторонне, правдиво, ёмко и с новаторскими подходами воссоздается Магомедом Ахмедовым в книге «Поэт». Он – Поэт своего времени, который болеет за всё то, о чем пишет. Книга эта единственная в своем роде по широте охвата явлений современной дагестанской действительности, своего рода энциклопедия дагестанской жизни, подлинная исповедь, истинное самовыражение поэта, сражающегося за право быть самим собой, жить свободно и счастливо.
В лирике Ахмедова с особенной полнотой раскрывается его личность, внутренняя сила и богатство восприятия жизни. Но при этом лирика его откликается на всё многообразие действительности, на все голоса окружающего его мира.
Обладая поразительным умением воссоздавать жизненные картины так, что вам кажется, будто вы сами живете в описываемом времени, а персонажи знакомы или где-то видены, поэт предлагает читателю стать на сторону справедливости. Он верит в победу человека над жестокостью и несправедливостью. Он уверен, что правда способна пробиваться сквозь самую плотную завесу лжи. Она обязательно восторжествует. Но не стоит полагать, будто всё произойдет само собой, за правду надо бороться.
В своих произведениях поэт обращается к истории Дагестана и на ее примерах показывает, что главная надежда на перемены – в мощи и духовном здоровье народа, и продолжает верить в силу человеческого разума и духа.
Магомед Ахмедов считал, что для людей поэзия важна и необходима, так как она действительно способствует их духовному развитию и нравственному совершенствованию, очищению. Он верил, что поэзия создана для того, чтобы делиться чувствами. Именно так она формирует человека, его душу. Воздействуя через эмоции, ощущения, воображение, поэзия передает знания и человеческие ценности, понятия о добре и зле, историю, воспоминания о значимых событиях, связь человека с природой, старинные традиции.
Сегодня, к сожалению, литература не имеет того определяющего влияния на умы читателей, какое она имела в XIX и XX веках.
Поэт боролся с клеветниками, с хулителями прошлого. Жизнь большого художника никогда не бывает легкой. Тем паче, если характер у него твердый, неуступчивый, не терпящий дешевой конъюнктуры. Сам он спокойно относился к нападкам и даже оговорам со стороны якобы обиженных им, так как понимал, что невозможно двигаться в верном направлении, если нет сопротивления среды. Славить Родину, бороться и созидать – таким был главный завет Магомеда Ахмедова.
Отметим еще одну грань таланта М.А. Ахмедова: поэт проявил себя остроумным и эрудированным критиком, написавшим ряд блестящих аргументированных и беспристрастных литературоведческих статей, где дан прекрасный обзор современной дагестанской и российской литературы. К сожалению, в последние десятилетия в Дагестане так и не появилось внятной, аргументированной и, главное, беспристрастной профессиональной критики, разбирающей современный литературный процесс.
Наверное, нет ни одного поэта, который не писал бы о женщине. Особое отношение Ахмедова к женщине раскрывается в изумительной поэме «Поэт и женщина», где автор отмечал:
Нам женщин дарит всемогущий Бог,
Чтобы в стихах, а не пыли эпох
Они слезой жемчужною сверкали…
Он был убежден: чтобы нам возродить Дагестан, нужно возрождать духовность. Если люди бездуховны, безвольны, всё будет бесполезно. Чтобы возродить духовность, есть два пути – культура и религия. Когда человек верит, он находится в неких моральных и нравственных рамках и исповедует нравственные принципы, которые не может нарушить никогда.
Можно много говорить о непреходящем значении творчества Магомеда Ахмедова, о созвучии многих его идей и художественных образов современным тенденциям, о важности защиты родного языка от его опошления и искажения.
Поэт был отмечен многими государственными и общественными наградами. Однако самая большая награда – народное признание.
Смерть Магомеда Ахмедова – большая потеря для дагестанской словесности. Остались его книги, статьи. Его Поэзия. Его скромность, обаяние, застенчивость.
Поэтическая планета Магомеда Ахмедова – единое пространство, охватывающее собой множество разных миров. При этом всё мироздание легко вмещается в сердце поэта. Это говорит об огромной энергии, присущей его поэтическому миру, которая и гарантирует долгую жизнь его творчеству. Пусть же поэтическая планета Магомеда Ахмедова всегда остается с нами, вдохновляя на творчество и подвиги.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




1