Поэзия ковра
Этот ковер ткала девушка по имени Сафар. Она была невестой чабана, который ушел пасти овец. В один из дней лил сильный дождь, вызвавший наводнения и сели, а после, когда вышли на его поиски, обнаружили только папаху. И в память о своем женихе, вложив в работу все свои чувства, девушка соткала этот ковер, который стал называться «Сафар».
– Ковер представляет из себя поляну, усыпанную цветами. Очень интересный и характерный элемент, свойственный этому типу ковра, – рога, завитки. Они – символ мужества. Это ворсовый лезгинский ковер начала ХХ века, – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи Милана Махмудова (на снимке внизу).
Эту и другие истории об искусстве ковроткачества можно услышать на выставке «Поэзия ковра». Здесь же, на глазах у зрителей, стежок за стежком создавалось новое произведение искусства. Но никто точно не знает, когда именно в Дагестане начали ткать ковры. Говорят, началось все в III–II тысячелетии до нашей эры. Такое мнение выдвинули после археологических экспедиций в Южный Дагестан. Однако упоминание о ковровых изделиях в быту народов Кавказа обнаружено и в трудах античных авторов Геродота, Плиния Старшего.
Сегодня в музее хранится более 500 уникальных образцов ворсовых, безворсовых и войлочных ковров.
– В свободное от сельскохозяйственных дел время женщина занималась ковроткачеством. Суровый образ горской сакли утеплялся и украшался коврами. И каждый узор на коврах имел глубокий смысл, они были и предметом восхищения, и оберегом на протяжении всей жизни, – рассказывает главный хранитель музея Заира Кильдеева (на снимке вверху).
У каждого ковра своя история. Например у так называемого «тапанча» (мужской ковер) орнамент состоит из двух перекрещенных линий, что означали старинные кремневые пистолеты или рукоятки кинжалов. Считалось, что, если в доме жил мужчина, изготавливать такой ковер следует ни в одном и ни в двух экземплярах, а обязательно в трех, иначе непременно случится несчастье. Чтобы избежать беды, наши предки вешали на стены три одинаковых ковра.
Если присматриваться к узорам, понадобится немало времени. Узоры, техника исполнения, цветовая гамма – каждый из них произведение искусства. И сегодня, как и много лет назад, дагестанские ковры ткутся вручную. И в них словно отражена природа Дагестана, которая вдохновляет и даёт новые образы для ещё более неповторимого и насыщенного рисунка.
У каждого ковра своя история. Например у так называемого «тапанча» (мужской ковер) орнамент состоит из двух перекрещенных линий, что означали старинные кремневые пистолеты или рукоятки кинжалов
Как говорят потомственные ковровщицы, лабиринты и спирали на изделиях наделены магический силой. Они защищали дом от сглаза, злых духов и завистников, и в этих самых лабиринтах путались их недобрые помыслы и сглаз. На выставке можно погрузиться в культуру Дагестана, на старинных фотографиях молодые и опытные мастерицы разглядывают только что сотканный ковер. А вот они уже на рынке у стен древнего Дербента… Здесь же в витринах можно увидеть и предметы, отражающие историю дома, инструменты для изготовления ковров.
Рассказывают, что активное развитие искусство ковроткачества получило с проникновением в Дагестан ислама. В ковровые рисунки стали всё чаще вводить растительный и геометрический орнамент, а также появился новый вид ковров – намазлык.
– В кумыкских и аварских «арбабашах» чувствуется влияние тюркской культуры. Этот тип ковров был привнесён в Дагестан кочевым народом из Средней Азии, – рассказывает Милана Махмудова.
Но не каждая мастерица могла похвастать отменной работой, искусство требовало тонкого вкуса, индивидуального мастерства, терпения и усидчивости. И только опытные мастерицы не обращали взгляд к техническому рисунку – они ткали узоры по памяти, впрочем, как и сейчас в некоторых районах Дагестана. Считалось, что ни один узор не должен повторяться. Такой подход придавал изделию особую значимость.