Купить PDF-версию
04:13 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X

Поэзия ковра

Этот ковер ткала девушка по имени Сафар. Она была невестой чабана, который ушел пасти овец. В один из дней лил сильный дождь, вызвавший наводнения и сели, а после, когда вышли на его поиски, обнаружили только папаху. И в память о своем женихе, вложив в работу все свои чувства, девушка соткала этот ковер, который стал называться «Сафар».

– Ковер представляет из себя поляну, усыпанную цветами. Очень интересный и характерный элемент, свойственный этому типу ковра, – рога, завитки. Они – символ мужества. Это ворсовый лезгинский ковер начала ХХ века, – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи Милана Махмудова (на снимке внизу).

Эту и другие истории об искусстве ковроткачества можно услышать на выставке «Поэзия ковра». Здесь же, на глазах у зрителей, стежок за стежком создавалось новое произведение искусства. Но никто точно не знает, когда именно в Дагестане начали ткать ковры. Говорят, началось все в III–II тысячелетии до нашей эры. Такое мнение выдвинули после археологических экспедиций в Южный Дагестан. Однако упоминание о ковровых изделиях в быту народов Кавказа обнаружено и в трудах античных авторов Геродота, Плиния Старшего.

Сегодня в музее хранится более 500 уникальных образцов ворсовых, безворсовых и войлочных ковров.

– В свободное от сельскохозяйственных дел время женщина занималась ковроткачеством. Суровый образ горской сакли утеплялся и украшался коврами. И каждый узор на коврах имел глубокий смысл, они были и предметом восхищения, и оберегом на протяжении всей жизни, – рассказывает главный хранитель музея Заира Кильдеева (на снимке вверху).

У каждого ковра своя история. Например у так называемого «тапанча» (мужской ковер) орнамент состоит из двух перекрещенных линий, что означали старинные кремневые пистолеты или рукоятки кинжалов. Считалось, что, если в доме жил мужчина, изготавливать такой ковер следует ни в одном и ни в двух экземплярах, а обязательно в трех, иначе непременно случится несчастье. Чтобы избежать беды, наши предки вешали на стены три одинаковых ковра.

Если присматриваться к узорам, понадобится немало времени. Узоры, техника исполнения, цветовая гамма – каждый из них произведение искусства. И сегодня, как и много лет назад, дагестанские ковры ткутся вручную. И в них словно отражена природа Дагестана, которая вдохновляет и даёт новые образы для ещё более неповторимого и насыщенного рисунка.

У каждого ковра своя история. Например у так называемого «тапанча» (мужской ковер) орнамент состоит из двух перекрещенных линий, что означали старинные кремневые пистолеты или рукоятки кинжалов

Как говорят потомственные ковровщицы, лабиринты и спирали на изделиях наделены магический силой. Они защищали дом от сглаза, злых духов и завистников, и в этих самых лабиринтах путались их недобрые помыслы и сглаз. На выставке можно погрузиться в культуру Дагестана, на старинных фотографиях молодые и опытные мастерицы разглядывают только что сотканный ковер. А вот они уже на рынке у стен древнего Дербента… Здесь же в витринах можно увидеть и предметы, отражающие историю дома, инструменты для изготовления ковров.

Рассказывают, что активное развитие искусство ковроткачества получило с проникновением в Дагестан ислама. В ковровые рисунки стали всё чаще вводить растительный и геометрический орнамент, а также появился новый вид ковров – намазлык.

– В кумыкских и аварских «арбабашах» чувствуется влияние тюркской культуры. Этот тип ковров был привнесён в Дагестан кочевым народом из Средней Азии, – рассказывает Милана Махмудова.

Но не каждая мастерица могла похвастать отменной работой, искусство требовало тонкого вкуса, индивидуального мастерства, терпения и усидчивости. И только опытные мастерицы не обращали взгляд к техническому рисунку – они ткали узоры по памяти, впрочем, как и сейчас в некоторых районах Дагестана. Считалось, что ни один узор не должен повторяться. Такой подход придавал изделию особую значимость.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

44
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

36
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

38
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

74
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

93
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...