Поэзия в красках
Приглашений посетить художественные выставки немало. В Махачкале 10 выставочных площадок от самой большой – Выставочного зала Союза художников Дагестана и до малой – музея Боевой славы им. В. Макаровой. И каждая раз в месяц организует выставки. Но приглашение из Национального музея им. А.Тахо-Годи на выставку графики Шейит-Ханум Алишевой (на снимке) было нереальным сюрпризом. Шейит-Ханум – известный народный поэт Дагестана, знаю ее давно, но никогда не слышала, что она занимается и графикой.
Чтобы осознать эту новость, в выставочный зал музея я пришла задолго до часа презентации выставки. Переступив порог зала, была поражена ее объемом. Масса листков – около двухсот – разного формата висела плотно в рамах: листы из блокнотов, школьных тетрадей, бланки, стикеры. Кажется, для автора важно было срочно выплеснуть нахлынувшие чувства здесь и сейчас, а инструмент не важен, годится то, что под рукой: ручка, кисть, тушь, карандаш… Когда ее мыслям нужен простор, территория, тогда рождаются серии, объединенные одним настроением, одной мыслью. Поэтому в одну раму Шейит-Ханум нередко помещает 11, 15 листов. Все они без названия – лишь дата и ее автограф.
Она предоставляет возможность прочувствовать ее состояние в момент создания замысловатых сюжетов. Лирические листы с девичьим лицом, романтические – со сказочными птицами, змеями, диковинной и реальной растительностью, характерные – с мужественными рыцарями, философские – с сороконожкой, коронованной птицей, глубинами космоса, лабиринтами, словно земной путь, а еще рыбы, крылья.., вписанные в загадочный мир. Отсюда, возможно, и название выставки «Рисовала – не лица…».
Вместе с автором хочется бродить по выдуманным ею лабиринтам, бродить и читать линии судьбы, ее повороты и зигзаги, разгадывать зашифрованные слова. Это не печатная продукция, это живые работы, не изображения чего-то осязаемого, а ее мысли.
Все краски жизни стерегут этот мир, мир чувствований поэта Шейит-Ханум. Графические листы черно-серо-белые, яркие. Гамма ее чувств безбрежна и передается цветом сочным, горячим – оранжевым, помидорно-красным, золотистым. Но автор не отказывается от холодных оттенков – синего, голубого, зеленого. Цвета богатой палитры: контрастные и в одной гамме. И это понятно: в нашей жизни столько всего намешано: печаль, боль, мгновения короткого счастья… Все краски не от ума, а от состояния души.
Я ходила по залам среди, как кажется, не запланированных какой-то идеей графических листов, а созданных спонтанно. Вдруг среди ее книг в стеклянных витринах отчетливо понимала, что поэзия Шейит-Ханум – продолжение рисунков, а графика взаимосвязана с ее стихами. Что первично – не берусь судить. И была удивлена, что на презентации в выступлениях искусствоведы и поэты четко подтвердили мои ощущения.
– Эта выставка – те же стихи, только показаны по-другому, – говорил председатель правления Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов. – Это ее раздумья, содержащие силу, энергию, тайну.
– Выставка – животворящий мощный поток, в котором Ш. Алишева плывет. Ее творчество – предмет исследования на вкус, цвет, звук, в нем отголоски предков и при этом авангардный язык, – эмоционально высказала свои чувства искусствовед Татьяна Петенина, пожелав поэту-художнику, чтобы дар, данный ей свыше, не угасал.
Изобразительное творчество Ш. Алишевой стало открытием не только для меня. Оно помогает лучше понимать ее сложную, интересную жизнь, и главное – ее поэзию. Одна грань творчества не подменяет другую. Рисование – не самоцель, скорее, продолжение стихосложения.
Куратор выставки искусствовед Джамиля Дагирова призналась, что, подготавливая выставку, наслаждалась в тишине залов масштабностью личности поэта и художника Шейит-Ханум Алишевой. «У меня был вкусный день», – говорила она.
Пришедшие на выставку графики «Рисовала – не лица…», окунувшись в атмосферу творчества, читали стихи на русском и кумыкском языках, молодая певица Хиринду исполняла песни, поэт Марина Ахмедова прочитала стихотворение, посвященное Шейит-Ханум, подруге и коллеге.