Посильно лишь большому мастеру
В культурно–выставочном центре Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи открылась выставка «Фьюжен», где представлены работы известного художника, мастера по металлу, эмальера, ювелира, графика, миниатюриста Лейлы Изабакаровой. Это событие открыло Год Манабы, который объявлен в честь 90-летия со дня рождения несравненного художника и ювелира современности, кубачинки Манабы Магомедовой. Об этом, торжественно открывая выставку, говорила врио министра культуры Дагестана Зарема Бутаева:
— Мы все сегодня с огромным чувством благодарности, признательности и благоговения говорим о Манабе Магомедовой — об этой удивительной женщине, великом художнике, учителе, человеке, творения которого вошли в Золотой фонд художественной культуры России, Дагестана, Грузии. Юбилейный год только начался, и мы проведем много выставочных проектов и у себя, и за пределами республики. Для всех нас очень знаково, что именно в Национальном музее Дагестана, самом крупном музее на Северном Кавказе, сегодня открывается выставка памяти Манабы Магомедовой. Символично то, что это выставка ее дочери, ее сподвижника и продолжателя великолепных традиций кубачинского ремесла.
Зарема Бутаева вручила Лейле Изабакаровой Благодарность от Минкультуры РД и цветы.
О том, как велась работа над созданием выставки, рассказала ее куратор, заместитель генерального директора по науке Национального музея Дагестана Джамиля Дагирова:
— Каждая выставка представителей этой знаменитой семьи становилась эпохальным событием. Все мы помним большую ретроспективу Манабы, ее супруга Кадыра Изабакарова и Лейлы, которая состоялась в 2003 году в Музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, персональную выставку Лейлы там же в 2011 году, громкую выставку Лейлы Изабакаровой в Государственном историческом музее в Москве в 2013 году. Над выставкой «Фьюжен» мы начали работать осенью прошлого года. Лейла приносила и показывала свои работы, и пришло понимание, что это должна быть ретроспектива, потому что выросло целое поколение, которое не видело эти замечательные эмали, этот знаменитый гороскоп, эти броши и пуговицы. Мы решили собрать на этой площадке всю Лейлу: ее эмалевое искусство, и живопись, и графику. Главная часть выставки – изделия в стиле «фьюжен». Она брала какие-то детали от старинных украшений — поясную пряжку газырь, застежку, пуговицу и преобразовывала в совершенно новое, чудесное, законченное произведение искусства с использованием разных камней. Хочу обратиться ко всем молодым ювелирам, которые пришли на вернисаж: смотрите и учитесь, ведь лучшего мастер-класса быть не может!
Искусствовед Татьяна Петенина считает, что дагестанцам еще предстоит понять и оценить тот творческий и духовный вклад, который династия Магомедовых – Изабакаровых внесла в культуру республики. Она напомнила о других талантливых представителях этой семьи: Расуле Магомедове – старшем реставраторе и великолепном эксперте Эрмитажа, который умер в блокадном Ленинграде, об Абдулмажиде Магомедове – выдающемся кавказоведе и языковеде, о том, что Манаба Магомедова была не только художником, но и этнографом. Ее фотоархив, отражающий жизнь Дагестана в конце 40-50-х годов, еще предстоит изучить исследователям.
— Культура взращивается десятилетиями, – сказала Т. Петенина. – Бывает так, что и на сухой почве вырастает мощное дерево, но все равно его нужно поливать, это долгий процесс. Эта династия, я думаю, будет плодоносить еще долго на благо нашей культуры. Кубачи поддерживает небосвод нашей дагестанской культуры. Лейла Изабакарова ко всему еще и замечательный реставратор. В Грузии она восстанавливала миниатюры грузинских мастеров в средневековых рукописях. Ей было это доверено. На сегодняшней выставке для меня открылось столько новых страниц в ее творчестве! Изысканность, утонченность, безупречный вкус, глубочайшее понимание традиций и культуры своего народа, Дагестана и Кавказа, умение это современно интерпретировать – это по силам только очень большому мастеру!
В экспозиции также представлены семейные фотографии и постеры знаменитой книги, изданной к юбилею Манабы в 2013 году, которые рассказывают о творчестве Манабы Магомедовой и Лейлы Изабакаровой.