Послевкусие эпох
![](https://dagpravda.ru/wp-content/cache/thumb/93/cc013c1fffe2893_1280x854.jpg)
Школу дагестанского изобразительного искусства можно считать одной из сильнейших на Северном Кавказе. Почему? Она отличается спецификой мастерства, так называемым особым дагестановедческим почерком, характерным для уникального разнообразия, раскрывающего мир многонационального края с удивительной прикладной экзотикой.
Об этом и состоялся наш разговор с заслуженным художником РФ, действительным членом Российской академии художеств, дважды лауреатом Госпремии РД, профессором, заведующим кафедрой живописи художественно-графического факультета ДГПУ им. Р. Гамзатова Абдулзагиром Мусаевым (на снимке).
Сиюминутность и вечность
За короткий срок художественная дагестанская школа приобрела известность, проецируя национальное искусство, яркое, сочное, образное, убежден Мусаев. Он и сам из той школы, считающей творчество плеяды нынешнего художественного мира синтезом устоявшегося и того новаторского, что присуще новому веку, наполненному иными чувствами, иными красками. В них просматривается сиюминутность и одновременно вечность происходящего, все то, что свойственно людям в разные времена и эпохи. По его мнению, это тот самый естественный отбор, когда в остатке – зрелое, наполненное смыслом, талантливое.
В художественной среде все большее развитие получают живопись, графика, скульптура, подпитываемые большими мастерами Г. Гейбатовым, Х. Курбановым, Ю. Ханмагомедовым. Та же скульптурная школа, по мнению мэтра, выкристаллизовывается в интересные работы, совершенно неожиданно заявляя о себе, обращаясь к сложным образам. Появляются удивительные графические труды молодых, в которых чувствуется неожиданное для еще незрелого восприятия осмысление творчества с использованием техники высокой печати. Они прибегают к сложным композициям, в которых используются динамичные сюжетные коллизии, требующие особого психологизма, драматизма.
Порталы творчества
Среди молодых педагогов-скульпторов заявляют о себе Ш. Ахмедов, Ш. Канайгаджиев, считает мэтр. Они держат высокую планку мастерства, работая со своими студентами, создавая, можно сказать, своими руками эксклюзивные личности, пополняя когорту творческой элиты, тех, кто поддерживает и развивает художественную среду.
Мусаев вспоминает, что как и многие дагестанские выпускники, после окончания Ленинградской академии он вместе со своими коллегами стал тем катализатором, что выработал творческий механизм, привнося в образовательный процесс специалитет, требующий сохранения классических, укоренившихся столетиями традиций, совершенствуя и развивая новые каноны. И уже нынешние дагестанские абитуриенты, продолжая сложившиеся традиции, пополняют число студентов одного из лучших учебных заведений страны. В этом А. Мусаев видит преемственность школы, последователем которой считает себя. И обращает внимание на необходимость теоретической аудиторной работы с переходом к практической деятельности на базе мастерских, творческих центров, превращающих учебный процесс в исследовательскую деятельность.
Мэтр отмечает, что время вносит свои коррективы в подходах к вовлечению студентов в выставочную деятельность. И если ранее считалось, что необходимо совершенствование мастерства для участия в конкурсных отборах, то сегодня студенты – активные пользователи творческих порталов.
Они имеют возможность выставляться не только в Дагестане, но и на других выставочных площадках страны. К ним присматриваются журналисты, дают оценку искусствоведы, отбирая талантливую молодежь, создавая таким образом условия для творческой карьеры. В этом Мусаев видит будущее изобразительной школы, востребованной в которой стала скульптура.
– Шамиль Ахмедов, ученик мастерской Гейбатова, как и Ш. Канайгаджиев, получившие профессиональные знания, – явление в дагестанском искусстве, – говорит Мусаев. – А дипломники – это уже другая молодая поросль, ответвление от школы, ее канонов. И это та профессиональная аура, подпитываясь которой, студенты ощущают в себе кураж, берутся за сложные образы, как, например, «Андрей Рублев» – дипломная работа Станислава Шельниковского, вторая работа К. Абдужамаловой «Хаджи-Мурат» (руководитель Ш. Ахмедов). Первая планируется в дар Музею истории мировых культур и религий в Дербенте. Вторая уже находится в Национальном музее РД им. А. Тахо-Годи. Случай невероятный. Так востребован вид, долгое время находившийся в забвении. И, можно сказать, это свидетельство высокого профессионализма молодых художников.
«Кавказ. Притяжение будущего»
Графика скульптура, живопись… Задания по композиции, развернутые темы, которые студенты получают в течение обучения, замечает Мусаев, рождаются не без участия руководителя. А уж когда речь идет о мэтрах, то это можно считать неким сотворчеством, когда учитель вместе с учеником «дотягивают» работу до совершенства, до канонов искусства. Процесс вполне естественный.
По мнению Мусаева, участие дагестанских художников, скульпторов, графиков, живописцев в выставке «Кавказ. Притяжение будущего», организованной Российской академией художеств, стало еще одним подтверждением энтузиазма творческой молодежи. Среди произведений современных кавказских художников, демонстрирующих традиционные и новаторские техники, работы дагестанских мастеров не затерялись и заняли достойное место.
И в этом преимуществе первоисточник, считает мэтр, – кафедра живописи, дающая направление различным видам искусства. И это не только специальные искусствоведческие предметы, но и мастер-классы, мастерские ведущих педагогов.
Появляются удивительные графические труды молодых, в которых чувствуется неожиданное для еще незрелого восприятия осмысление творчества с использованием техники высокой печати
– Третий образовательный проект – Международный конкурс произведений молодых профессиональных художников СКФО «Кавказ. Притяжение будущего», в котором участвуют студенты дагестанского худграфа, полезен не только как конкурсный опыт, – отмечает Мусаев. – Это знакомство с многообразием работ с другой текстурой, другой энергетикой, идентичностью, в которых много общего, что рождает чувство так называемого «художественного братства».
Большая программа, внимание к искусству Северного Кавказа – отличительная черта этого конкурса, констатирует А. Мусаев.
– В нем много интересного, я бы сказал, эксклюзивного. Дагестан представили тринадцать мастеров, все – воспитанники кафедры живописи. Результат – почетная третья премия, разделенная между двумя дагестанцами – Шамилем Ахмедовым (скульптура) и Елизаветой Кузнецовой-Асхабовой (живопись).
Особо была представлена дагестанская школа графики, ее отметили как наиболее профессиональную. Так работы наших мастеров выходят на большой российский и международный уровень, считает мэтр. «А это важно. Мы работаем. Не жалуемся. И делаем всё от души. Культура ведь дело такое. На культурном коде держится наше государство», – убежден Мусаев.
Статьи из «Культура»
Мудрость басенного слова
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Дерзай знать!
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Первая в стране
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Чухта исполняет просьбу
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Импровизация искусства
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Фундаментальное исследование
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
В поисках музейной эстетики
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Легенда дагестанской эстрады
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Эволюция сонаты
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)