Послевкусие эпох
Школу дагестанского изобразительного искусства можно считать одной из сильнейших на Северном Кавказе. Почему? Она отличается спецификой мастерства, так называемым особым дагестановедческим почерком, характерным для уникального разнообразия, раскрывающего мир многонационального края с удивительной прикладной экзотикой.
Об этом и состоялся наш разговор с заслуженным художником РФ, действительным членом Российской академии художеств, дважды лауреатом Госпремии РД, профессором, заведующим кафедрой живописи художественно-графического факультета ДГПУ им. Р. Гамзатова Абдулзагиром Мусаевым (на снимке).
Сиюминутность и вечность
За короткий срок художественная дагестанская школа приобрела известность, проецируя национальное искусство, яркое, сочное, образное, убежден Мусаев. Он и сам из той школы, считающей творчество плеяды нынешнего художественного мира синтезом устоявшегося и того новаторского, что присуще новому веку, наполненному иными чувствами, иными красками. В них просматривается сиюминутность и одновременно вечность происходящего, все то, что свойственно людям в разные времена и эпохи. По его мнению, это тот самый естественный отбор, когда в остатке – зрелое, наполненное смыслом, талантливое.
В художественной среде все большее развитие получают живопись, графика, скульптура, подпитываемые большими мастерами Г. Гейбатовым, Х. Курбановым, Ю. Ханмагомедовым. Та же скульптурная школа, по мнению мэтра, выкристаллизовывается в интересные работы, совершенно неожиданно заявляя о себе, обращаясь к сложным образам. Появляются удивительные графические труды молодых, в которых чувствуется неожиданное для еще незрелого восприятия осмысление творчества с использованием техники высокой печати. Они прибегают к сложным композициям, в которых используются динамичные сюжетные коллизии, требующие особого психологизма, драматизма.
Порталы творчества
Среди молодых педагогов-скульпторов заявляют о себе Ш. Ахмедов, Ш. Канайгаджиев, считает мэтр. Они держат высокую планку мастерства, работая со своими студентами, создавая, можно сказать, своими руками эксклюзивные личности, пополняя когорту творческой элиты, тех, кто поддерживает и развивает художественную среду.
Мусаев вспоминает, что как и многие дагестанские выпускники, после окончания Ленинградской академии он вместе со своими коллегами стал тем катализатором, что выработал творческий механизм, привнося в образовательный процесс специалитет, требующий сохранения классических, укоренившихся столетиями традиций, совершенствуя и развивая новые каноны. И уже нынешние дагестанские абитуриенты, продолжая сложившиеся традиции, пополняют число студентов одного из лучших учебных заведений страны. В этом А. Мусаев видит преемственность школы, последователем которой считает себя. И обращает внимание на необходимость теоретической аудиторной работы с переходом к практической деятельности на базе мастерских, творческих центров, превращающих учебный процесс в исследовательскую деятельность.
Мэтр отмечает, что время вносит свои коррективы в подходах к вовлечению студентов в выставочную деятельность. И если ранее считалось, что необходимо совершенствование мастерства для участия в конкурсных отборах, то сегодня студенты – активные пользователи творческих порталов.
Они имеют возможность выставляться не только в Дагестане, но и на других выставочных площадках страны. К ним присматриваются журналисты, дают оценку искусствоведы, отбирая талантливую молодежь, создавая таким образом условия для творческой карьеры. В этом Мусаев видит будущее изобразительной школы, востребованной в которой стала скульптура.
– Шамиль Ахмедов, ученик мастерской Гейбатова, как и Ш. Канайгаджиев, получившие профессиональные знания, – явление в дагестанском искусстве, – говорит Мусаев. – А дипломники – это уже другая молодая поросль, ответвление от школы, ее канонов. И это та профессиональная аура, подпитываясь которой, студенты ощущают в себе кураж, берутся за сложные образы, как, например, «Андрей Рублев» – дипломная работа Станислава Шельниковского, вторая работа К. Абдужамаловой «Хаджи-Мурат» (руководитель Ш. Ахмедов). Первая планируется в дар Музею истории мировых культур и религий в Дербенте. Вторая уже находится в Национальном музее РД им. А. Тахо-Годи. Случай невероятный. Так востребован вид, долгое время находившийся в забвении. И, можно сказать, это свидетельство высокого профессионализма молодых художников.
«Кавказ. Притяжение будущего»
Графика скульптура, живопись… Задания по композиции, развернутые темы, которые студенты получают в течение обучения, замечает Мусаев, рождаются не без участия руководителя. А уж когда речь идет о мэтрах, то это можно считать неким сотворчеством, когда учитель вместе с учеником «дотягивают» работу до совершенства, до канонов искусства. Процесс вполне естественный.
По мнению Мусаева, участие дагестанских художников, скульпторов, графиков, живописцев в выставке «Кавказ. Притяжение будущего», организованной Российской академией художеств, стало еще одним подтверждением энтузиазма творческой молодежи. Среди произведений современных кавказских художников, демонстрирующих традиционные и новаторские техники, работы дагестанских мастеров не затерялись и заняли достойное место.
И в этом преимуществе первоисточник, считает мэтр, – кафедра живописи, дающая направление различным видам искусства. И это не только специальные искусствоведческие предметы, но и мастер-классы, мастерские ведущих педагогов.
Появляются удивительные графические труды молодых, в которых чувствуется неожиданное для еще незрелого восприятия осмысление творчества с использованием техники высокой печати
– Третий образовательный проект – Международный конкурс произведений молодых профессиональных художников СКФО «Кавказ. Притяжение будущего», в котором участвуют студенты дагестанского худграфа, полезен не только как конкурсный опыт, – отмечает Мусаев. – Это знакомство с многообразием работ с другой текстурой, другой энергетикой, идентичностью, в которых много общего, что рождает чувство так называемого «художественного братства».
Большая программа, внимание к искусству Северного Кавказа – отличительная черта этого конкурса, констатирует А. Мусаев.
– В нем много интересного, я бы сказал, эксклюзивного. Дагестан представили тринадцать мастеров, все – воспитанники кафедры живописи. Результат – почетная третья премия, разделенная между двумя дагестанцами – Шамилем Ахмедовым (скульптура) и Елизаветой Кузнецовой-Асхабовой (живопись).
Особо была представлена дагестанская школа графики, ее отметили как наиболее профессиональную. Так работы наших мастеров выходят на большой российский и международный уровень, считает мэтр. «А это важно. Мы работаем. Не жалуемся. И делаем всё от души. Культура ведь дело такое. На культурном коде держится наше государство», – убежден Мусаев.