Поучительные уроки фестиваля
Первый Международный фестиваль национальных театров прикаспийских государств, прошедший в Махачкале, оказался щедрым на награды. Многие творческие коллективы отмечены премиями. Так, награду за лучший спектакль получил Казахский академический театр драмы, за лучшую мужскую роль – актер Русского и Кумыкского театров Дагестана Имам Акаудинов, за лучший ансамблевый спектакль – Северо-Осетинский академический театр им. В.Тхапсаева, за лучшую режиссуру – Аслан Магомедов и Денис Павлов – из Лакского и Русского театров РД, за лучший героико-исторический спектакль – Ногайский драматический театр.
А еще были награды деятелям театрального искусства за лучший костюм, сценографию, музыкальное оформление и другие.
18 спектаклей из Северной Осетии, Калмыкии, Азербайджана (на снимке), Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Казахстана, Чечни, Кабардино-Балкарии посмотрели дагестанцы за 8 дней работы Международного форума, организованного Министерством культуры РД при поддержке Главы Дагестана.
— График был плотным, — отметила Елена Покорская, театральный критик из Москвы, старший эксперт Центра социокультурных экспертиз, кандидат искусствоведения, председатель жюри фестиваля, на пресс-конференции членов жюри для республиканских СМИ. – Это первый подобный фестиваль, по своему значению он выходит за рамки культурных мероприятий в нашей геополитической жизни, когда все мы пребываем в социально напряженной обстановке, разобщены. Потому люди искусства должны сделать все, чтобы мы почувствовали единение, ибо ничто не объединяет так, как культура. Фестиваль национальных театров – мероприятие особой миссии, а потому он должен жить, укрепляться, расширяться географически, — убежденно говорила
Е. Покорская.
В заслугу организаторов была отнесена оперативность. В короткий срок, всего за календарную неделю, проведена огромная работа по объединению 18 театров прикаспийских государств, координации графика их выступлений и еще много чего, ведь театр – это сложный организм, требующий определенных условий. Обычно за полгода до фестиваля проводят смотр театров, их отбор для демонстрации. А наша республика все организационные вопросы решила сверхоперативно.
Но на пресс-конференции отмечались и издержки такого марафона. Следовало все-таки организовать смотр спектаклей, прежде чем везти их в Махачкалу, тогда не было бы откровенно слабых постановок на сцене, а международное мероприятие приобрело бы более широкий резонанс.
Фестиваль показал реальное положение театров Прикаспийского региона страны. Невзирая на трудные материальные условия, в которых находятся сейчас театры, критерий оценки их работы – творческий уровень, а он не всегда на высоте.
— Так уж произошло, что, как показал фестиваль, театры находятся в некой культурной изоляции. Но мы живем в другой эпохе, нежели 15-20 лет назад. Благодаря средствам современной связи сейчас для зрителя, работников сцены доступна деятельность всех театров мира, потому ширится конкурентная среда, и надо быть в тренде, — продолжила Елена Покорская. – В настоящее время театральный зритель – это люди в возрасте 50+, молодые в театр не ходят, их интересует другая сфера. И в этом не их вина, а театральных деятелей. Если сравнивать национальные театры 90-х годов прошлого века с нынешними, то, к огорчению, уровень их снизился, они сегодня вопиюще отстают от времени. Национальные спектакли – это не только черкеска, папаха и кинжал, важен внутренний контакт артистов со зрителем, и тут не принимаются скидки на бедность театров. Нужна современная обработка текстового материала пьес, а не обращение к старым проблемам нашего прошлого.
В этой связи были обсуждены проблемы драматургии. И так как театр – навсегда, необходимо искать новые пути развития, работать надо так, чтобы не осталась просто пустая форма, пустая оболочка спектаклей. Например, Ногайский драматический театр показал на фестивале достойный спектакль «Лавина», хотя пребывает в очень стесненных условиях. Значит, можно работать, искать новые пути, простыми средствами достигать хороших результатов.
— Значительная часть театров прикаспийских государств находится в сложных условиях, с этим мириться нельзя, — говорила также Покорская. – Потому необходимо разработать программы развития и по драматургии, и по правительственным грантам, находить резервы материальной поддержки. Иначе театр умрет, здания этих учреждений культуры останутся без зрителей, — заключила она.
Ее горячо поддержал председатель Дагестанского отделения Союза театральных деятелей РФ, народный артист РФ Айгум Айгумов:
— Согласен. Спектакли, представленные здесь, должны проходить экспертизу отбора, как это делают, готовясь к фестивалю, наши соседи в Чечне, и иметь материальную базу, соответствующие награждения, чтобы был стимул. Нет денег? Надо уметь зарабатывать.
— Фестивали нужны, фестивали важны. Они дают возможность себя показать, на других посмотреть, оценить достигнутое и развиваться дальше. На нынешний фестиваль были представлены пьесы на 90 процентов старые, со старой проблематикой, — говорила на пресс-конференции кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, член жюри Гулизар Султанова. – Бедность драматургии – проблема всех коллективов. Наши спектакли в основном актерские, а необходима ансамблевость режиссеров, звукорежиссеров, оформителей, чтобы работать на одну цель. Многие спектакли не имеют общей концепции, когда используются не все возможности. Но были интересные режиссерские работы с захватывающей драматургией при минимуме вспомогательных средств. Для дагестанского зрителя и жюри фестиваля спектакль «Дядя Ваня» Казахского академического театра драмы им. Ауэзова стал открытием. По всем меркам это добротная ансамблевая работа. Фестиваль оголил проблемы неблагополучного состояния драматургии, режиссуры, уроки этого мероприятия поучительны. Если свое нутро артистам, режиссерам, художникам не вытаскивать на сцену при работе над спектаклем, то он не получится.
— Фестиваль состоялся, и он должен жить. Большинство театров обратилось к теме патриотизма, любви к Родине. Неспроста. Сегодня молодое поколение должно знать историю страны. А потому обращение театров к старым пьесам на эту тему не является минусом. Конечно, нет современной национальной драматургии, потому молодежь не получает с театральных подмостков ответов на вопросы: кто мы, откуда пришли, зачем, почему. Мало хороших актерских, режиссерских работ. А вот Казахский театр действительно потряс своим спектаклем, — делилась своими впечатлениями член жюри Изумруд Алиева, заслуженный деятель искусств РД, доцент кафедры актерского мастерства Даггосуниверситета. Она пожелала увеличения дотаций на проведение второго фестиваля.
Валерий Подгородинский, заместитель художественного руководителя старейшего Малого театра России (Москва), заслуженный деятель искусств РФ, поддержал организацию второго фестиваля национальных театров. Только что прошедший фестиваль в Махачкале состоялся, и «это во благо, потому что обнажил проблемы, которые должны решить Правительство Дагестана и Министерство культуры РФ».
Для плодотворной работы театров Валерий Васильевич предложил ввести контрактную форму занятости творческих работников. И, конечно же, наказал актерам работать, не переставая совершенствоваться, не уповая на приобретенный опыт, а театрам Дагестана — вернуть былой творческий уровень и подняться выше, попытаться профессионально расти, чтобы зрительский зал наполнялся теплотой. «Давайте работать вместе. Успеха фестивалю национальных театров №2», — заключил Валерий Подгородинский.