Купить PDF-версию
12:26 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
08:10 21.01.2022

Повернуть солнце

Весна, лето, осень – сезоны, когда в сёлах Дагестана работать приходилось не покладая рук. Правда, с тех пор многое изменилось: и времена, и горцы. Но сейчас не об этом, сейчас о зиме и о том, что с ней связывали наши предки.

Зима в Дагестане считалась относительно спокойным от хозяйственных хлопот временем года, но в то же время и самой опасной порой разгула болезней и нечистой силы. И тут предстояла незримая битва с невидимым миром.

Как пишет историк, этнограф Зоя Рамазанова, в первый зимний день в некоторых аварских и лакских селениях в каждой семье готовили тонкие пресные лепёшки и раздавали их. А лакцы ещё готовили кашу из злаков «хьхьахьхьари» и разносили её по домам. У жителей селения Гигатли в этот день представитель духовенства читал над водой молитвы и с этой «освящённой» водой отправлял мужчин, чтобы они обрызгивали ею все выходы из селения для магического ограждения от неприятностей, которые несла с собой зима. А жители селения Нижний Гаквари готовили в этот день на костре общесельский «гъод» злаково-бобовую кашу. Продукты собирали всем селом. Зерно, горох, фасоль варили в большом котле вместе с овечьим жиром. Топливо для костра тоже собирали у жителей селения. Готовое блюдо женщины носили в каждый дом – один черпак на человека. А оставшийся бульон разливали на четырёх крышах домов четырёх сельских окраин, чтобы оградить село от болезней и обеспечить урожайный год. Чамалинцы приписывали своему ритуальному «гъоду» не только магическую силу оберега, но и исцеляющую силу.

Это было своеобразным жертвоприношением, люди верили, что такой ритуал способствует плодородию земель и плодовитости скота.

В некоторых лакских селениях первую ночь зимы отмечали пышно. Столы накрывали самыми лучшими блюдами горской кухни и обязательно была буза. Хозяева ждали в гости аксакалов села и обижались, если кто-нибудь проходил мимо их дома. Верили: старик несёт с собой баракат.

Гости читали молитву с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам дома. Приходили не с пустыми руками – их карманы были полны муки и зерна.

Наступление зимы в горах Дагестана отмечали весело: песнями, играми, плясками. Были и ряженые, расхаживающие с длинными палками, а вместе с ними и сельская детвора. Их миссия – просить продукты и топливо для костра.

«Под влиянием ислама многие элементы праздника были забыты, разумеется, память народа сохранила лишь отдельные вехи, действия, эпизоды, которые можно с трудом уложить в единую композицию. В основе этого праздника прежде всего лежала трудовая деятельность людей. На начало нового года в доме всего должно быть вдоволь, и всё заготовленное олицетворяло собой достаток в течение всего года. На этом празднике ритуальным блюдом являлась пшеничная каша. В первый день праздника готовили пироги с сыром, мясом. Во время приготовления каши и пирогов присутствие посторонних не допускалось, угощать кого бы ни было этими пирогами было непринято. Данного момента придерживаются и другие народы, т. е. новогодним пирогом, испечённым только для членов семьи, нельзя было делиться. В дни праздника в селениях и хуторах жгли костры. Молодые люди – парни и девушки – прыгали через них, а детей и пожилых людей старались перенести через костёр. Считалось, что новогодний костёр очистит от многих болезней», – рассказывает Зоя Рамазанова.

Конечно, без угощений не обходилось. Люди скидывались и покупали несколько хорошо откормленных баранов. Причём животных отбирали задолго до праздника, и чтобы не спутать особенных барашков, им на шею подвязывалась выструганная палочка, обращаться с ними полагалось мягко, грубости категорически запрещались. Резали барашков в одном месте, шкуру снимали в другом, разделывали в третьем. Так полагалось.

А в горах Цунтинского района жители сёл Шаитли и Китури в феврале пышно праздновали народный «игби». Праздник знаменовал собой канун середины зимы и поворот к весне. Участвовали молодые мужчины. Персонажами праздника становились волки, лесные люди, шайтаны, скелет, врач, спекулянты, туристы, милиционер, военный и главный персонаж «квидили». С утра пораньше на улице собиралась местная детвора и стучалась в каждый дом, где их ждал «иг» – особый ритуальный хлеб в форме бублика.

Ряженый в волка с мальчишками и двумя мужчинами несли 5-метровый шест, на который насаживались «иги». А если кто-нибудь отказывался нести палку, то его наказывали ударом или окунали в прорубь. И всякий яркий и шумный обряд, как рассказывают старожилы, отпугивал нечисть, бродившую по земле перед возрождением нового солнца.

Играть дагестанцы тоже любили. Но в основном все игры и театрализованные представления были магическими, направлены на борьбу с невидимыми вредителями и на достаток в доме, урожайность. К сожалению, сегодня от большинства обрядов остались лишь воспоминания и научные статьи учёных-этнографов о том, как было давным-давно…

Похожие

Бык «перебросил» земной шар и…

50
Народные гуляния, песни, пляски, сценические постановки,...

Ночь весны

57
Когда на горе Хадар начнут таять снега, значит, наступила весна. И в Тпиге будут готовиться к...

И весна будет щедрой на всходы

22
Со стародавних времен у народов Дагестана вместе с...

Праздник из глубины веков

161
В Год культурного наследия народов России, объявленный Президентом страны В. Путиным, важно...

Бабка меня не посолила, или Как заговорить на счастье

130
В селении Атланаул праздник: в...

Кувшин всё расскажет

1899
– Идите, идите, мои красавицы, за холодной родниковой водой, пусть с каждым глотком ваша...

Заклинайте правильно

50
Сельский праздник – это нечто особенное. Не просто песни и пляски, а настоящий ритуал с...

На этой свадьбе было места мало

195
В Дагестане браки всегда считались крепкими. К свадьбе, к...

Танцующие Кубачи

222
Ночной Кубачи – как фестиваль светлячков на синем полотнище. Только утром поняла, что сотни...

Бей пахаря чаще – корень будет крепче!

38
Майсарат Мусаева – ученый-этнограф, изучающий мир...

Борозда длиною в год

79
Во время поездки на праздник первой борозды «Оц бан» среди туристов из Махачкалы увидел...

Оц бан къо – день, когда запрягают быка…

74
Все знают, что такое! Все любят Оц бан къо! Нет? Не...

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

5
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

8
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

36
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

40
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

20
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...