Повесть Бориса Васильева, известная каждому из нас со школьной скамьи, обрела новое звучание в формате музыкально-драматического спектакля. Постановка, реализованная при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, стала глубоким погружением в атмосферу военного времени, рассказом о невероятной силе духа и самоотверженности молодых девушек-зенитчиц.
Повесть написана более полувека назад, но и сегодня читается на одном дыхании и держит в напряжении не хуже современного триллера. Сюжет прост. Великая Отечественная война, 1942 год. Васильев начинает с практически мирного пейзажа на 171-м разъезде Кировской дороги (курорт по сравнению с боями на других частях фронта). Зенитчицы купаются в реке и шутят над молчаливым старшиной Васковым. А затем атмосфера меняется. Девушки во главе со старшиной преследуют врага, но в итоге сами оказываются в ловушке. Перед нами проходят их истории, мечты, надежды и первые влюбленности.
Одну из главных ролей – старшины Васкова – исполняет солист Театра оперы и балета Салман Абасов. Для актера эта работа стала одной из самых тяжелых в карьере.
«Спектакль драматический, в конце девушки умирают… В начале всё мирно, а потом начинается драма», – рассказал Абасов.
Его герой, человек с непростой судьбой, поначалу теряется, получив под командование взвод девушек.
«Как женщине приказывать, тем более на войне», – говорит актер, объясняя сложность перевоплощения.
Солистка театра Диана Октавиан, исполняющая роль тихой и мечтательной Сони Гурвич, отмечает, что писатель ввел этого персонажа, чтобы показать контраст между ее внутренним миром, прежней жизнью и уроками войны. Выросшая в любви и как будто не готовая к ужасам войны, она раскрывается как личность со стойким характером.
«В постановке вы увидите много движения, пластики, танца. Я смотрела мюзиклы на сцене в Москве и Петербурге, и для меня было открытием, что этот жанр часто работает сильнее с эмоциями зрителя, он бьет прямо в сердце и помогает показать трагедию или радость на сцене, – говорит актриса. – И даже если зритель не особо искушенный, здесь присутствует музыка, позволяя получить эмоции, ради которых и приходят
в театр».
Режиссер-постановщик Анастасия Ильгова признаётся, что самым трудным для нее стало воплощение на сцене гибели юных героинь: «Не хотелось делать всё пафосно, как это часто показывают. Нужно было пропустить через себя, чтобы зритель почувствовал эту боль».
Режиссер подчеркивает, что работа была командной, а актеры проделали огромный труд в сжатые сроки, готовясь к ролям: просматривали фильмы о войне, читали повесть, глубоко проживали характеры героев.
«Молодым девочкам в куклы бы играть, стрелять-то толком не умеют, но они пошли и показали свой героизм», – с горечью и восхищением говорит Ильгова.
Чтобы сделать историю ближе современному поколению, народный художник Дагестана Ибрагимхалил Супьянов решил осовременить сценографию через пиксельную графику, знакомую подросткам по компьютерным играм.
Главный эмоциональный стержень спектакля, конечно, музыка, созданная композитором из Новосибирска Андреем Кротовым.
«Когда я познакомился с партитурой, то сразу влюбился в эту музыку, настолько она простая и эмоциональная, – делится дирижер-постановщик народный артист Дагестана Навруз Шахбазов. – В одном из интервью Кротов говорит, что долго вчитывался в текст и сам текст подсказал музыку».
Дирижер подчеркивает, что музыка легко поется и слушается, несмотря на трагические события. В партитуре много пауз, где музыка отзвучала, и на какое-то время повисает напряженная тишина, в которой затаился противник. Автор либретто Нонна Кротова, супруга композитора, деликатно отнеслась к первоисточнику.
«Я специально перечитал повесть, чтобы сравнить. Она очень точно передает то, что заложил в нее автор. Нужно было сочинить и стихи, для того чтобы это пелось на сцене. Сделано всё с большим мастерством», – отмечает Шахбазов.
Простые и запоминающиеся мотивы сменяют друг друга: то спокойная музыка, словно гладь воды на озере, то трагическая песня, вызывающая в памяти лучшие образцы военной лирики.
Как это часто бывает с песнями, с первого раза их можно не оценить, но после повторного прослушивания они уже долго не отпускают. Раскрывается очарование музыки Кротова, легкой и как будто смутно знакомой.
Театру оперы и балета удалось рассказать давно известную и трагическую историю просто и зрелищно, так, чтобы попасть в самое сердце зрителя, даже самого молодого и не знакомого с повестью.
Премьера спектакля приурочена к 80-летию Победы, но его создатели уверены: темы – память о войне, преемственность поколений и ценность мира – вечны. У каждого героя есть своя мечта, своя история и своя жертва, принесенная на алтарь Победы. И, как советует режиссер, не стоит сдерживать слез – эта история не может и не должна оставлять равнодушным.